Главная » Авто Слайдер » Обман по ГОСТу: как производители вводят в заблуждение покупателей

Обман по ГОСТу: как производители вводят в заблуждение покупателей

В наше время производители идут на различные уловки, чтобы привлечь внимание потребителя. Нередко на упаковках продовольственных товаров можно встретить такие «кричащие» надписи как: «эко», «органик», «без ГМО», «фермерский продукт», «100% натуральный», «по ГОСТу» и тому подобное. Но соответствуют ли данные маркировки товаров действительности?

Потребитель часто обращает внимание на манящие своей «натуральностью» маркировки на продуктах. При этом данные маркировки вовсе не обозначают, что товар действительно безопасный и качественный. Получается, что производитель в погоне за прибылью вводит в заблуждение потребителя. При этом большая часть «натуральных» маркировок никоим образом не регулируется законодательством, и ни к чему не обязывает производителя.

Согласно ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей», изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Самые распространенные уловки:

«Натуральный продукт» – практически любой покупатель, увидев такую надпись на упаковке, предпочтет купить именно такой товар. Но дело в том, что законом не установлены правила, согласно которым изготовители могут использовать эту маркировку. Поэтому этикетка с данным текстом присутствует на всех продуктах, в составе которых есть природные компоненты (такие как сода, сухое молоко или яичный порошок).

«Обогащенный витаминами А, В» – такие пометки можно часто встретить на молочной продукции. Но данные продукты (молоко, сливки, сливочное масло) изначально содержат в себе эти витамины, поэтому нет смысла говорить о каких-то добавках.

«Источник клетчатки» – такую этикетку можно увидеть на черном хлебе. Этот прием очень похож на уловку с молочной продукцией. Ведь черный хлеб, по какому бы рецепту он не готовился, уже является источником клетчатки.

«Не содержит холестерина, с витамином Е» – такие надписи пестрят на многих бутылках с растительным маслом. В растительном жире вообще не может быть холестерина. Он присутствует только в жирах животного происхождения. А что касается витамина Е, так он входит в состав любого нерафинированного растительного масла (даже в тех случаях, когда это не значится на этикетке).

«Мягкое» или «Легкое» – такая маркировка часто присутствует на сливочном масле. Настоящее сливочное масло не может обладать жирностью менее 70%. Поэтому данные надписи могут говорить лишь о том, что внутри упаковки находится обычный бутербродный маргарин.

«Фитнес-продукт» – надпись такого рода говорит о том, что в этом товаре минимальное содержание калорий. Так оно и есть, но для того, чтобы добиться низкой калорийности, некоторое количество животных жиров было заменено на растительные масла. Чрезмерное употребление продуктов такого рода рано или поздно приведет к проблемам с сердечно-сосудистой системой. Также фитнес-продукты зачастую содержат в себе L-карнитин – вещество, которое якобы помогает сжигать жиры. Но данного эффекта можно добиться лишь интенсивными физическими нагрузками. Однако такая информация на этикетке не значится.

«Диетический продукт» – данная надпись не показатель того, что в этой продукции небольшое количество сахара, углеводов и жиров. Речь идет только лишь о низкой калорийности товара. Настоящая диетическая продукция не должна содержать больше 40 ккал на 100 г.

«по ГОСТу» – не всегда означает соответствие государственным стандартам. Стандарт гарантирует качество продукта, но это в случае, если обеспечено соответствие его требованиям. Если же нет, такая надпись ничего не гарантирует. К примеру, если написать на этикетке ГОСТ ИСО 9001, а потом сказать потребителю: «Наша продукция сделана по ГОСТу» – это игра на чувствах тех, кто ему верит. Ведь по факту ГОСТ ИСО 9001 – это стандарт организации управления предприятием и не соотносится с качественными характеристиками данного продукта. Бывает, когда на этикетке выводятся несуществующие номера стандартов. ГОСТов у нас в стране 32 682, включая ещё советские (для сравнения: в СССР было в 1,5 раза меньше – 18 279), из которых 2387 приходится на пищевую промышленность. Разве потребитель запомнит все эти тысячи стандартов?

Росстандарт на страже ГОСТа

02 февраля 2019 г. Росстандарт предложил ввести штраф за недостоверную маркировку продукции ГОСТами. В соответствии с инициативой предусматривается введение оборотного штрафа в один процент годовой выручки компании-нарушителя и в три процента – при повторном нарушении. Предложение уже одобрила госкомиссия по противодействию контрафактной продукции на рынке.

Глава Росстандарта отметил, что не привязанные к выручке санкции не были эффективными, поскольку производители некачественной продукции могут поставить соответствующий знак, фактически не подвергая себя каким-либо рискам.

Согласно ч.2 ст.14.7 КоАП РФ, введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

По материалам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области»

www.gigiena-saratov.ru

 

 

 

 

 

(Visited 22 times, 1 visits today)

Внимание! Ваш комментарий появится сразу после одобрения модератором.