Наука и техникаСтатьи

76 жертвоприношений детей с вырванными сердцами найдены при раскопках в Перу

По словам археологов, в Перу были обнаружены останки десятков детей, принесенных в жертву, и многие другие, вероятно, ждут своего открытия.

Как утверждает Габриэль Прието, доцент антропологии из Университета Флориды, который руководит раскопками в Пампа Ла Круз (место недалеко от Хуанчако, где были найдены останки), на скелетах есть свидетельства того, что у детей были удалены сердца.

У всех 76 скелетов был «поперечный чистый разрез через грудину», сказал Прието, что говорит о том, что «возможно, им вскрыли грудную клетку, а затем извлекли сердце».

«Они были похоронены в вытянутой позе, ногами на восток, – сказал Прието в интервью Live Science. – Их похоронили на вершине искусственного кургана».

Детские жертвоприношения были захоронены на вершине этой искусственной насыпи

Неясно, почему жертвоприношения были расположены в таком положении в этом месте.

«Мы думали, что в этом районе, и особенно на кургане, не было детских жертвоприношений чиму, но мы обнаружили обратное», – сказал Прието.

Раскопки в Пампа Ла Круз ведутся уже несколько лет. На сегодняшний день на этом месте найдено 323 жертвы детских жертвоприношений, а еще 137 детей и три взрослых жертвы были найдены на соседнем месте под названием Лас Льямас. На этих останках также видно, что у детей были удалены сердца.

По словам Прието, судя по археологическим находкам, обнаруженным на данный момент, вероятно, еще много детских жертвоприношений ждут своего часа в окрестностях Уанчако.

«Это может быть больше [чем] 1 000 жертв, как бы безумно это ни звучало», – сказал он.

По словам Прието, необходимо провести радиоуглеродную датировку 76 недавно обнаруженных скелетов, но ранее найденные жертвы в Пампа Ла Крус датировались 1100–1200 гг. н.э. Примерно в это время в этом районе процветал народ чиму, известный своими изделиями из металла и городом Чан-Чан.

По словам Прието, неясно, почему чиму стали бы заниматься жертвоприношениями детей в этом районе в таких больших масштабах, но чиму также построили искусственную ирригационную систему и новые сельскохозяйственные поля поблизости, и некоторые из жертвоприношений могли быть совершены для «освящения» этой сельскохозяйственной системы.

Люди, жившие в Уанчако в первом тысячелетии нашей эры, также практиковали человеческие жертвоприношения в этом районе, сказал Ричард Саттер, заведующий кафедрой антропологии в Университете Индианы-Пердью Форт-Уэйн, который является частью команды, работающей в Уанчако. Это означает, что чиму, возможно, продолжали давнюю практику в этом районе.

Почему детей приносили в жертву?

Ученые, не участвовавшие в раскопках, рассказали Live Science, что находки в Уанчако очень важны. Хотя в Андском регионе известны и другие случаи принесения в жертву детей, «здесь поражает масштаб», сказал Live Science Питер Эекхаут, профессор доколумбового искусства и археологии в Свободном университете Брюсселя в Бельгии.

По словам Эекхаута, трудно сказать, почему совершались детские жертвоприношения, поскольку в это время в Перу не использовалась письменность, и поэтому не существует письменных записей, подробно описывающих смерть детей. Проблемы с климатом или экологические изменения, которые могли нарушить сельское хозяйство в этом районе, могли сыграть свою роль в жертвоприношении, сказал Эекхаут.

«Это удивительное место, которое может помочь нам лучше понять, что происходило в это время в доисторический период, – сказала Кэтрин Гейтер, независимый биоархеолог. – Я думаю, что причина жертвоприношений, скорее всего, была каким-то образом связана с культурной реакцией на изменения окружающей среды, которые привели к значительным культурным потрясениям. Это могло быть связано с такими экологическими событиями, как, например, Эль-Ниньо (климатический цикл, в котором теплая вода в Тихом океане сместилась ближе к Южной Америке, вызывая изменения в погоде)», – заключила она.

Back to top button