В последнее время Комбинат благоустройства администрации БМР, видимо, решил поиздеваться над гражданами, чьи покойные родственники лежат в могилах на кладбище №3.
Работники комбината, вместо того чтобы навести порядок в непролазных дебрях кладбищенских участков и, возможно, освободить место для новых, так сказать, «поступлений», решили провести некую оптимизацию на «вечных» просторах.
«А не жируют ли наши покойнички?» – призадумались комбинатовцы и в связи с этим обратились к родственникам некоторых умерших (излишне озабоченных благоустройством могилок), прилепив скотчем к оградкам могил бумажки: ваша, мол, оградка установлена с превышением допустимых размеров, и вы должны ее или демонтировать, или как-то сократить. Таков закон!
Мол, нечего покойникам захватывать муниципальную землю, это вам не школьные поля! Ведь при сегодняшнем земельном кладбищенском дефиците можно под бок к вашим усопшим на излишках земли присоседить и других умерших: хоть группами, хоть звеньями, а то оптом и в розницу. Да чего только не наделаешь на этих квадратных метрах! Землица-то денег стоит.
И сослались при этом на инструкцию правительства РФ о порядке похорон и содержании кладбищ, утвержденную в 2000-м году. Имеет ли в этом случае закон обратную силу или не имеет – дело юристов. Однако здравый смысл говорит, что люди, в слезах хороня родственников и благоустраивая их могилы почти 30 лет назад, не могли предугадать появление этой самой инструкции 2000-го года и интуитивно высчитать площадь устанавливаемой оградки.
Хотя не спорим, кладбище – место своего рода мистическое, однако не до такой же степени. Да и мистика тут ни при чем, а реальность обозначена в бумажке-предупреждении на скотче от Комбината благоустройства: «В противном случае Комбинат благоустройства произведет демонтаж ограждения, установленного с превышением размеров, предоставленного вам земельного участка, и предоставит место для последующего захоронения».
Простите, предоставит кому? И в каком смысле? Как это расценивать: как угрозу родственникам, не пожелавшим убирать оградку? А, может, покойников будут переносить в другие, менее комфортные места? Как, например, «Т Плюс» собирается переселять должников за тепло – из хороших квартир в общежития?
В Балаково кладбищенская тема, конечно, очень актуальна. Люди мрут как мухи. Соответственно, земли требуется больше. Не случайно жители Ивановки подняли почти бунт против нынешней администрации, пытавшейся, как говорят ивановцы, превратить их село в кладбище, расширив зону захоронения в сторону населенного пункта. Помнится, главе БМР Александру Соловьеву пришлось даже на одном из собраний с жителями в сердцах предложить должность директора кладбища знаменитой городской пикетчице Позняковой (та, кстати, отказалась от должности кладбищенского директора в пользу Натальи Караман).
В результате идея хоронить людей на огородах в Ивановке вроде как решилась. Якобы глава махнул рукой, мол, на мой должностной век земли для покойников хватит, а там пусть решает преемник. Правда, как распорядились целевыми деньгами (несколько миллионов рублей), выделенными под работы над новыми территориями кладбища в Ивановке, непонятно. Как бы закон позволяет без утверждения депутатами переводить кладбищенские деньги на другие, более живые цели. По крайней мере, так решило финансово-экономическое ведомство, возглавляемое в администрации БМР Александром Балуковым. Депутаты, естественно, проверять это не стали – мистика, опять же, страшно, наверное.
А между тем проблему новых захоронений без прибавления дополнительных земель можно решить, занявшись на самом деле благоустройством кладбищ. Переносом останков заброшенных могил, например, в общие, ведь со временем родственники усопших сами уходят в мир иной, и ухаживать за могилами просто некому. Или освобождением территорий кладбища от куч мусора. Можно сделать многое, да вот кому?
А так с каждым годом заброшенных могил будет все больше, порастут они страшным непроходимым лесом с привидениями, и… Хотя, кто знает, может, этой фантастической затеей администрация БМР задумала привлекать в наш город туристов?
Я.МЫШ