Наука и техника

Этому ИИ был присвоен статус изобретателя

В Южной Африке и Австралии искусственный интеллект впервые в истории получил статус изобретателя в патентной заявке. ИИ, о котором идет речь, способен генерировать новые идеи и даже полноценные изобретения.

Люди больше не обладают монополией на изобретения в рамках правового поля. В соответствии с решением Федерального суда Австралии, опубликованным 30 июля 2021 года, искусственный интеллект (ИИ) получил статус изобретателя в контексте патентной заявки. Однако разработка этого изобретения принадлежит исследователю Стивену Талеру.

История обретает форму в конце 2019 года. В рамках проекта «Искусственный изобретатель» Райан Эббот подает две заявки на патенты. Этот профессор права из Университета Суррея (Великобритания) разработал контейнер для пищевых продуктов и аварийный маяк. Однако эта работа объединяет как закон, так и искусственный интеллект.

Однако Райан Эббот зарегистрировал эти технологии на имя DABUS, которое он описывает как "творческий двигатель", как поясняет The Register в статье от 2 августа 2021 года. Он разработал искусственный интеллект, способный генерировать новые идеи, а в лучшем случае - полноценные изобретения.

Поначалу проект "Искусственный изобретатель" сталкивается с трудностями в американском законодательстве. Последний определяет, что статус изобретателя может быть присвоен только физическим лицам. Райан Эббот также сталкивается с отказами в Великобритании и ЕС по аналогичным заявлениям. Однако власти ЮАР первыми приписывают авторство пищевого контейнера искусственному интеллекту DABUS. Федеральный суд Австралии быстро последовал этому примеру, после некоторых колебаний.

Судья Джонатан Бич вынес свой вердикт, заявив: "Мы должны привыкнуть к этой основной идее, признавая эволюционную природу патентуемых изобретений и их создателей. Мы одновременно и создатели, и творцы. Почему бы нашим творениям не творить в свою очередь?".

Сомнительное решение

Австралийский адвокат Марк Саммерфилд резко раскритиковал решение судьи. Его главный аргумент заключается в возможности появления патентов низкого качества в будущем. Он также высказал предположение, что это может привести к такой волне патентов, что тогда любые инновации станут невозможными. Это мнение, безусловно, приемлемо, но прецедента нет, поэтому нет никаких доказательств наличия такого рода злоупотреблений.

В любом случае, решение австралийских и южноафриканских властей вызывает реальные вопросы. Эти вопросы, что неудивительно, касаются интеллектуальной собственности и творческого процесса, начиная с того момента, когда ИИ называют изобретателем. Тем не менее это решение представляет собой первый шаг к пересмотру статуса ИИ, когда речь идет об изобретении.

Back to top button