КультураНовости Балаково

Карина Хачатурян: Добиться открытия филармонии в Балаково было невероятно трудно!

10 ноября в Городском центре искусств состоится юбилейный вечер памяти «Звезды далёкой негасимый свет», посвящённый основателю и первому директору балаковской филармонии Михаилу Сиропову. В этом году Маэстро исполнилось бы 70 лет.

В программе примут участие творческие коллективы и солисты филармонического отдела ГЦИ, как действующие, так и те, кто когда-то работал вместе с Михаилом Эдгардовичем. Будет много старых и новых друзей, которые вместе с сотрудниками Центра искусств отметят ещё одно важное событие – 25-летний юбилей этой концертной организации. Предварительно, концерт будут вести Талита Сиропова и Нина Зверева.

Накануне этого масштабного мероприятия мы встретились с легендой балаковской филармонии Кариной Хачатурян и попросили ее поделиться воспоминаниями о муже и о том, как всё начиналось…

– Карина Галустовна, расскажите, как вы оказались в нашем городе, в каком году вы переехали сюда из Баку?

– В конце 1989 года. Фактически мы вынуждены были бежать из Азербайджана, спасаясь от разгула межнациональной вражды. Переехать сюда нам посоветовал один парень, который женился на девушке из Балаково и жил там, а в Баку регулярно приезжал, чтобы навестить своих родителей, которые были нашими соседями. Ну и вот, как-то в один из своих приездов он говорит нам: «Что вы сидите  здесь? Переезжайте в Балаково. Это небольшой, но красивый городок на Волге. К тому же, там ваших  полно! Они ходят по улицам во фраках,  с бабочками и с инструментами в руках!».

– В смысле?

– Дело в том, что в то время в Балаково часто приезжал с гастролями Саратовский симфонический оркестр. Оркестранты заселялись в гостиницу «Чайка», а выступали в бывшем ДК Строителей (ныне ТЮЗ). Так вот, в целях экономии времени артисты выходили из своих номеров прямо в концертных одеяниях и направлялись к ДК. Благо, тот находился в двух шагах от гостиницы, только дорогу перейти! Вот в таком виде их не раз и наблюдал Олег (так звали того парня), который жил в этом районе. Выслушав его рассказ, Миша тогда очень удивился: «Что же это за город такой? Надо съездить, посмотреть!». Так или иначе, это послужило одним из аргументов нашего переезда сюда.

– Вы переехали. И каковы были ваши первые впечатления?

–  Приехали на пустое место. В принципе здесь ничего для нас не было: ни жилья, ни работы, ни друзей. А у нас на руках – двое малолетних детей! Тяжело было очень, но нас спасали оптимизм и любовь к искусству. К тому же Миша был очень коммуникабельный, он быстро заводил знакомства и производил особое впечатление на людей: никто не сомневался в его честности и порядочности, а также в том, что он человек добрый и хорошо образованный. И это правда!

После окончания в Баку музыкальной школы он поступил в музыкальное училище и брал уроки вокала у преподавателя, у которого в свое время учился сам Муслим Магомаев!  Затем Миша окончил Азербайджанскую государственную консерваторию. А до переезда в Балаково, с 1975 по 1989 годы, был солистом Азербайджанской государственной филармонии.

 – Здорово! К тому же, насколько я знаю, у Михаила Эдгардовича от природы был прекрасный и удивительный голос.

– Да, у него был редкий, очень сильный тенор. Но помимо того, что он был талантливым вокалистом, он еще и прекрасно играл на скрипке. И в Балаково вскоре для него нашлась работа в музыкальной школе, а настоятель Храма Святой Троицы отец Анатолий сразу же принял нас певчими в церковный хор.

– То есть жизнь потихоньку стала налаживаться?

– Ну да, вскоре Миша стал регентом хора, начал сам подбирать певчих и выбирать аранжировки песнопений. Но как экс-солист филармонии, он всегда мечтал о большой сцене.  Представьте, он даже видел ее во сне! И это были какие-то мистические сновидения. Сцена почему-то всегда была голубой…

– Может быть потому, что эта мечта казалась ему тогда идиллической и недостижимой?

– Возможно. Но, в конце концов, она ведь сбылась! Собрав вокруг себя музыкантов-единомышленников, муж начал выезжать с концертными программами в местные санатории, при этом тщательно подбирая репертуар. Между тем молва о его удивительно голосе  быстро распространилась по городу. И вскоре ему предложили стать руководителем кружка сольного пения в ДК им. Дзержинского. Позже кружок стал студией «Канто». А когда наши дочки немного подросли, я тоже стала преподавать в этой студии вокал.

Вообще, события развивались стремительно. В начале 90-х Мишу назначили директором ДК им. Дзержинского, который потом был передан городу и стал называться ГДК. А в 1996-м году на базе нашего церковного хора был создан  муниципальный камерный хор «Откровение».

– А трудно было добиться открытия в Балаково филармонии?

– Невероятно трудно! И то, что филармония вообще в нашем городе появилась, это результат большой поддержки единомышленников Миши и его веры в то, что есть люди, которым это было нужно. Он долгие годы мечтал об этом. И мечта его сбылась в 1998 году, когда было подписано соответствующее постановление мэра города Алексея Саурина. Филармония объединила два уже действующих к тому времени коллектива: МКХ «Откровение» и оркестр духовых инструментов под управлением Владимира Авдевнина, а также вновь созданный струнный квартет «Элегия» под руководством Ольги Стрельниковой.  А летом 1999 года к огромной радости Миши, филармония пополнилась ансамблем народных инструментов «Наигрыш» под управлением Марины Терентьевой.

– За исключением МКХ «Откровение», по-моему, все  эти творческие коллективы удалось сохранить?

– Да, и это не может не радовать! И я так говорю не только потому, что это было делом моего мужа. А потому, что эти коллективы очень нужны зрителям…

Ольга КАДАЕВА

Читайте все последние новости Балаково на GazetaBalakovo.ru
Back to top button