«Интервидение-2025»: музыкальный триумф, политические бури и жест благородства
Новый глобальный музыкальный конкурс из Москвы успешно бросил вызов «Евровидению», но избежать политических вмешательств не удалось. Анализируем итоги и международную реакцию

В столице России с грандиозным размахом прошел финал международного музыкального конкурса «Интервидение-2025», задуманного как альтернатива «Евровидению». Мероприятие, собравшее артистов из 23 стран, продемонстрировало высочайший производственный уровень, но стало и полем неожиданных политических баталий, доказав, что полностью отделить искусство от большой политики в современном мире практически невозможно.
Конкурс стартовал с заявкой на возрождение чистого музыкального искусства. Как отметил музыкальный критик Михаил Садчиков-младший, организаторам удалось создать зрелище мирового класса: современная сцена, дополненная реальность и спецэффекты не уступали лучшим мировым образцам. Однако первый же скандал нарушил идиллию. Певица Vassy (США/Австралия) была отстранена от участия в финале в последний момент запретом выступать, поступившем от своей страны. Организаторы, в лице ведущего Алексея Воробьева, заявили о «беспрецедентном политическом давлении» со стороны правительства Австралии. Этот инцидент произошел буквально через несколько минут после того, как глава МИД РФ Сергей Лавров призвал не политизировать конкурс.
Еще одним событием, взорвавшим информационное поле, стал неожиданный отказ от борьбы российского представителя – певца SHAMAN (Ярослава Дронова). Блестяще исполнив песню «Прямо по сердцу», артист заявил, что Россия «уже победила, собрав у себя в гостях столько стран», и попросил жюри не оценивать его выступление. Этот жест был воспринят с одной стороны, как акт гостеприимства и благородства, с другой – как нелогичный шаг для конкурсной борьбы.
Победу на конкурсе одержал представитель Вьетнама Дык Фук, чей номер был высоко оценен экспертами еще до начала голосования. Второе место заняла группа Nomad из Кыргызстана, а фаворит зрителей из Китая Ван Си расположился в середине таблицы.
Международный резонанс: вызов Западу или новый культурный полюс?
Мировые СМИ практически единогласно признали, что «Интервидению» удалось создать жизнеспособную альтернативу «Евровидению».
-
France24 назвал конкурс «многонациональной альтернативой» и отметил его акцент на национальных языках, в противовес доминированию английского на «Евровидении».
-
The Christian Science Monitor (США) увидел в проекте стремление России защитить «общие ценности в многополярном мире» и объединить страны, сталкивающиеся с культурными ограничениями Запада.
-
Британские издания The Guardian и Politico расценили «Интервидение» как вызов господству западной культуры и попытку сформировать новый, самостоятельный культурный центр на базе стран Глобального Юга.
-
European Conservative связал возрождение конкурса с «последовательным отказом стран Глобального Юга от деструктивных неолиберальных принципов».
Простые зрители на Западе, судя по реакции на публикации в Daily Mail, также высоко оценили российскую инициативу, назвав «Интервидение» «приличным конкурсом для нормальных людей» на фоне «вульгарного праздника вокизма» – «Евровидения».
Что дальше?
Несмотря на политические перипетии, «Интервидение-2025» доказало свою состоятельность как масштабный музыкальный фестиваль. Главный вопрос теперь – его будущее. Россия задала высокую технологичную планку, которую будет сложно повторить многим странам. Однако эстафету проведения следующего конкурса, по данным издания, уже приняла Саудовская Аравия. Это говорит о том, что у проекта появились серьезные международные перспективы и он может стать постоянной и влиятельной площадкой на мировой культурной карте, бросив долгосрочный вызов сложившемуся порядку вещей.
При подготовке статьи использованы материалы ИЗВЕСТИЯ, URA.RU, Царьград, а также сообщения зарубежных СМИ.