Балаково: история одной семьи, в которой живёт подвиг

В одном из домов четвертого избирательного округа Балаково находится небольшая уютная квартира, где жила семья участников Великой Отечественной войны Хоменко. И хотя уже нет с нами Бориса Афанасьевича и Лидии Ивановны, эти замечательные люди не забыты балаковцами. В этом я убедилась, посетив их близких родственников.
Адрес, где когда-то жил известный в Балаково ветеран Борис Афанасьевич Хоменко, мне сообщили в приемной депутата и главы Балаково Михаила Сергеевича Усталова. Оказывается, глава нашего города не только часто общался с нашими уважаемыми ветеранами, но и, что самое главное, продолжает поддерживать тесную связь с их детьми и внуками.
Что характерно, второе и даже третье поколение семьи Хоменко активно участвует в сборе помощи нашим ребятам на СВО. Потомки ветеранов тесно сотрудничают с помощниками своего депутата и часто бывают на экскурсиях в музее «Боевого братства». Хорошее, достойное поколение воспитали старшие Хоменко. А по-другому и быть не могло.
Фронтовая любовь, запечатленная на фотографии
Их история началась на войне. На пожелтевшей фотографии из семейного альбома – молодая пара. Девушка-санитарка и боец-танкист смотрят друг на друга с любовью и радостью, несмотря на все ужасы, что им довелось пережить. Это и есть Лидия Ивановна и Борис Афанасьевич.
Судьба уготовила Лидии Ивановне, коренной балаковке, тяжелейшие испытания. Достигнув совершеннолетия, она была отправлена в Югославию, где служила санитаркой в 524-м корпусном передвижном хирургическом госпитале. Ее воспоминания – это живая хроника войны:
«Свистели снаряды, летели стёкла дворца, деревья поднимались в воздух... Мы не знали, куда деться...».
Раненых было так много, что на одну санитарку приходилось по 60 лежачих бойцов. Работали круглые сутки, под обстрелами, нередко сдавая кровь для спасения жизней. Именно за героизм, проявленный при освобождении Белграда, она была награждена медалью «За освобождение Белграда». На фронте же она потеряла родного брата, Павла Ивановича Коршунова, что делало Победу для нее и радостной, и горькой.
Борис Афанасьевич тоже прошел через все круги фронтового ада: горевший танк, тяжелое ранение, многочисленные ожоги и долгое лечение в госпитале. Но он сумел разыскать после войны ту самую санитарку, образ которой хранил в памяти, чтобы больше никогда с ней не расставаться.
Мирный фронт Бориса Афанасьевича
Я хорошо помню, как много десятилетий назад судьба журналиста столкнула меня с главой семейства Хоменко. Прибыв на завод строительных материалов (кирпичный завод) управления «Саратовгэсстрой», я сразу погрузилась в тему тревожной обстановки. В тот неудачный для заводчан день остановилось кирпичное производство. А на пусковом объекте Саратовской ГЭС строители с нетерпением ожидали продукцию.
Зная, что диспетчерские службы считались сердцем всесоюзных строек, я поспешила именно туда. Руководил в те годы заводской диспетчерской службой бывший участник ВОВ Борис Афанасьевич Хоменко. Этот удивительно собранный и целеустремленный человек всегда мог находить выход из любого положения. Без лишней паники он деловито докладывал по телефону начальнику стройки о случившейся аварии в тоннеле, заверяя, что через час-два вагонетки с кирпичом пойдут под разгрузку.
Тогда его уверенность я посчитала бахвальством. Но Борис Афанасьевич сдержал слово. Для поднятия сошедшей с рельсов груженой тележки он привлек крепких ребят-формовщиков и, вопреки запрету начальника цеха, сам стал руководить работами в тесном тоннеле. Тогда я в очередной раз поблагодарила судьбу за то, что на таких ответственных постах работали люди, прошедшие фронт, для которых слово «долг» было не пустым звуком.
Энергия Лидии Ивановны: от посадки елей до уроков мужества
Супруга Бориса Афанасьевича, Лидия Ивановна, и в мирной жизни оставалась на передовой. Старожилы до сих пор помнят, как она, работая завхозом в школе (где ныне располагается музей истории города), руководила озеленением территории. Именно по ее инициативе у музея сегодня красуются стройные ели.
Для их посадки требовались рабочие руки, а их в городе не хватало. Лидии Ивановне в помощь были направлены задержанные за мелкое хулиганство. Но она смогла сделать, казалось бы, невозможное – создать из уличной молодежи сплоченную и воодушевленную бригаду. Надо было видеть, с каким энтузиазмом эти парни облагораживали территорию для детей.
В дальнейшем Лидия Ивановна работала в органах социальной защиты населения, где также трудилась, не жалея ни своих сил, ни времени.
Недаром впоследствии многие учителя приглашали Лидию Ивановну на открытые уроки мужества. О ее фронтовом подвиге дети писали сочинения и рефераты. Она, видевшая войну своими глазами, могла рассказать о ней так, как не способен ни один учебник.
Память, которая в делах
И сегодня семья Хоменко на острие событий в это непростое для нашей страны время. Их дочь и внуки продолжают традицию служения Родине, активно участвуя в сборе помощи для участников СВО – землякам-балаковцам.
Эта семья – яркий пример того, как из поколения в поколение передаются не просто память о подвиге, но и настоящая, деятельная любовь к своей стране. Пока жива такая память, жива и связь времен, а наследие таких людей, как Борис Афанасьевич и Лидия Ивановна Хоменко, продолжает служить Отечеству.
Ольга БУЛГАКОВА
