Сквозь шторм века: как рождалась легенда Саратовгэсстроя в Балаково
В ноябре 1967 года на передний план коллектива управления «Саратовгэсстрой» вышли работы по сооружению судоходных шлюзов. Это было связано со срочным заданием правительства нашей страны по досрочному перекрытию Волги. Выполнить поставленные задачи строители должны были к 1 ноября 1968 года.
По решению начальника стройки Николая Максимовича Иванцова на пусковом объекте были оперативно сосредоточены основные силы специалистов из управления «Гидромонтаж», СУ-6 и СУ-9. Этими строительными участками в то время руководили Алексей Константинович Юшутин и Александр Иванович Макаров. Именно они по итогам работы на шлюзах чуть позже встанут у руля управления «Саратовгэсстрой».
Большие надежды на монтаж конструкций для затворов и ворот нижней головы шлюзов возлагались на специалистов из управления «Гидромонтаж». Эти профессионалы уже доказали своё мастерство на строительстве Саратовской ГЭС. Руководителем монтажной организации с начала Всесоюзных строек был Яков Константинович Мощенский. Он собрал лучших специалистов по монтажу со всей России, и его управление считалось на наших стройках одним из ведущих.
Кстати, сам Мощенский был участником Великой Отечественной войны. Для него выделили благоустроенный коттедж, к которому он приспособил помещение для малого спортивного зала. А дело было в том, что именно там часто собирались поиграть в бильярд известные руководители наших строек. Я владела этой информацией и мечтала попасть в круг ведущих профессионалов, узнать их планы и раздобыть интересную для нашей газеты информацию. Осуществить эту мечту мне помог мой друг Николай Михайлович Маштаков.
Он был вхож в это «закулисье». Конечно, здесь сыграла роль и жалость к журналистке на последнем сроке беременности. Я готовилась стать молодой мамой и потому лазить по глубокому шлюзовому котловану уже не решалась. А в частной бильярдной как раз и собрались в тот день все те, кто мне был нужен.
Усов, Баранов и Мощенский поделились со мной воспоминаниями о войне. Они все были участниками тех военных событий. Пока мой друг Маштаков гонял бильярдные шары с Константином Васильевичем Барановым, я вела разговор с Мощенским. От него я узнала о намеченной на конец недели закрытой планерке, на которую прибудет высокое начальство. Там будет обсуждаться вопрос по монтажу мощных, многотысячных блоков-модулей для будущей электропроводки. Тема для наших читателей была очень интересной. Потому мной было принято решение любым путем прорваться на это закрытое заседание. Что я и сделала, снова подключив к решению этого вопроса своего друга Николая Михайловича Маштакова.
Наша дружба потом выльется длиною в жизнь. Таких друзей на стройках у меня было немало, но основную поддержку я всегда получала от Николая Михайловича.
Ольга БУЛГАКОВА