Новости БалаковоОбществоСтатьи

Фамилия жителя Балаково на Рейхстаге есть!

Когда Константину Недохлебову в послевоенные годы один из фронтовиков сказал, что раз он химик, значит, пороху не нюхал и войны не видел, его захлестнула волна негодования.

Мобилизованный из села Павловка в 18 лет, Константин Степанович, пройдя школу миномётчиков в Татищевских лагерях, был направлен в Шиханы Вольского района в училище химической защиты.

Через год, в начале 1943 года, главным управлением химических войск он был распределён в противотанковую бригаду, где младший лейтенант Недохлебов командовал взводом ампуломётчиков. Их ампулы с самовоспламеняющейся жидкостью разбивались о броню танка, поджигая его.

На Воронежском фронте Константин Степанович принял свой  первый бой, будучи уже коммунистом, – перед боем его приняли в ряды КПСС.

Особенно запомнилось Недохлебову взятие плацдарма. Немцы атаковали рано утром. Обороняться пришлось пятеро суток.

«В этом бою, – вспоминал ветеран, – был поединок мой с немцами. Я из противотанкового ружья стрелял, противник стал отступать, а один обошёл меня и выстрелил в голову. За этот бой меня обещали представить к ордену Красного Знамени, но награды я не дождался. Я ведь там фашистов положил не меньше сотни. Солдат не успевал диски начинять, а немцы лезли пьяные, их перед большими боями подпаивали для храбрости».

После медсанбата в должности начальника химической службы Константин Степанович вернулся в свою дивизию, которая было нацелена на Берлин.

За столицу Германии шли ожесточённые бои, её бомбили англичане, американцы, русские, тысячи тонн бомб были сброшены на город. Там Недохлебов стал свидетелем маневра маршала Георгия Жукова, по приказу которого против врага были включены ослепляющие прожекторы.

«Сотни наших солдат полегли при захвате логова фашистов – Рейхстага, – рассказывал Константин Степанович. Там, на Рейхстаге писали мы свои фамилии, кто штыками, кто чем, моя фамилия и дата там тоже есть!»

В послевоенном Берлине Недохлебов служил до 1947 года на должности заместителя коменданта города. Ему пришлось организовывать весенне-полевую кампанию, принимая из России посевные материалы, решать вопросы с жильём и одеждой для населения.

Он вспоминал: «Утром, в обед и вечером выходили наши полевые кухни в определённое время, кормили немцев. Наша обязанность была смотреть за порядком, чтобы все были накормлены, одеты, обуты. Мирное немецкое население относилось к нам очень хорошо. Не было ни одного случая, чтобы из-за угла кто-то напал. За два года, что я там был, не пострадал ни один русский солдат. А вот когда мы ехали на машине по территории Польши, к нам летели камни и костыли».

После войны Недохлебов 10 лет работал в райкоме партии, затем 26 лет был диспетчером в управлении «Саратовгэсстрой», а перед выходом на пенсию охранял объекты Балаковской АЭС.

Изо всех лет своей жизни Константин Степанович самые яркие её страницы прожил в советское время, поэтому считал, что нынешняя система не подходит для таких, как он. Он был убеждён в том, что великих личностей, великий народ могла породить лишь та, ушедшая, полная мужества и патриотизма эпоха.

Евгения БРУСЛАВЦЕВА

Back to top button