Балаково: город, построенный ветрами перемен

Я уверена, что у каждого города в нашей стране есть свой запах. Многие из них пахнут годами и временем. Другие имеют морской или речной аромат. А наш Балаково с 60-х годов прошлого века облюбовали ветра перемен.
Вначале они несли запахи грандиозных строек. На улицах города вместо благоустроенных дорог складировались внушительные кучи щебенки и песка. Контейнеры с красным кирпичом загораживали все проезды для транспорта. Сложенные панели будущих многоэтажек своей высотой, казалось, упирались в небо. От КрАЗов, КамАЗов, ЗИЛов, передвижных подъемных механизмов рябило в глазах.
Именно с такой неприглядной для балаковцев картины начинался завтрашний день нового Балаково.
Мне тогда казалось, что это пыльное и не очень приятное окружение никогда не закончится. Ведь нам, слугам пера, приходилось постоянно не просто ходить, а пробираться по улицам, захламленным строительными материалами. Но зато наши неудобства компенсировались встречами с настоящими людьми, устремленными в будущее.
А их было на наших всесоюзных стройках немало. На память приходят те, кто оставил свой след в истории нашего города. О многих мной уже было написано и рассказано в моей книге «Балаковские зори».
Но есть имена строителей, которые отдали нашим стройкам лучшие годы. Наша многотиражная газета «Строитель коммунизма» часто писала о людях ударного труда. Помню, как на меня произвела впечатление встреча с Асей Чураковой. Девушка профессионально владела навыками токарного дела на кислородном производстве КПП управления «Саратовгэсстрой». Сугубо мужская профессия ей, казалось, не подходила – внешние данные и взгляд удивительно красивых глаз не сочетались с грубой спецодеждой.
Она казалась совсем молодой, чуть ли не со школьной скамьи. Но первое впечатление оказалось неточным. Ася уже была замужем и растила двоих детей. На ответственном производстве она работала как настоящий профессионал, активно участвовала в общественной жизни комбината и даже была комсоргом своей комсомольской организации.
Активистов комсомольского движения из бригады отделочников я несколько раз встречала на строительных объектах соцкультбыта и жилья. Дарья и Мария приехали на стройку из близлежащего села. Деревенские девчата стойко переносили неустроенный быт первых молодежных общежитий – там, кроме туалетных комнат и холодной воды, практически ничего не было. Даже эти удобства были общими, и ими пользовались сразу несколько человек.
Единственным утешением было сбалансированное, почти домашнее питание в местной столовой. К большой радости девушек, там за кассой сидела их соседка по комнате – красавица Марина. Она следила за питанием подруг и, если нужно, сажала их на диеты. Может, поэтому девушки были стройными и здоровыми. Часто хвалились, что работа на свежем воздухе, даже в морозы, им не помеха – простуда обходила их стороной.
С задором молодости меня всегда встречал коллектив управления «Гидромонтаж». Там было много тех, кого я знала с детства. Например, прораб Вадим Щербаков был моим давним соседом. Помню, в детстве он любил выставлять в окно магнитофон и включать на весь двор современные мелодии. Тогда мы и не подозревали, что из этого парня вырастет строитель высокого класса. К началу строительства АЭС у Вадима уже были серьезные наработки в создании сложных металлоконструкций. Чуть позже ему доверили полигон по сварке гермооболочки первого реакторного отделения станции.
Владимира Ганичкина я тоже знала очень хорошо. Он, один из многочисленных друзей моего мужа Владимира Булгакова, выделялся степенностью и любовью к точным наукам. Окончив с отличием Саратовский политехнический институт, он стал главным инженером «Гидромонтажа», а затем десятилетиями руководил родным предприятием.
С Владимиром Герасимовым и его женой Татьяной мы познакомились в производственном отделе «Гидромонтажа». Молодая пара сразу мне понравилась, и, забегая вперед, скажу: наша дружба продолжается до сих пор. Я часто бываю в их уютном доме, дружу с детьми и внуками. Владимир до сих пор верен профессии и занимается изготовлением металлоконструкций.
О своем многолетнем друге Николае Михайловиче Маштакове я могу рассказывать бесконечно. Крупный руководитель того времени всегда заявлял о себе громко – с ним считалось высокое начальство. Его не раз приглашали в министерские кабинеты нашей страны. Заслуженный строитель, он и сейчас рядом со мной – в общественной работе Совета ветеранов Балаково.
Я могу бесконечно вспоминать имена тех, с кем столкнула меня судьба журналиста Всесоюзных ударных комсомольских строек. Многие из них не дожили до нашего профессионального праздника – 10 августа 2025 года. Но мы не смирились с горькими потерями. Наши друзья по-прежнему с нами – в строю строителей.
Ольга БУЛГАКОВА







