Новости БалаковоСтатьи

«Балаково» и «Усыскин»: забытая слава наших корабелов

Помните утёсовское – «Словно по сердцу идет пароход»? Так вот, в нынешнем году исполняется 150 лет первому судну с механической установкой, названному в честь нашего города. Речь идет о колесном буксире, построенном в 1874 г. в Швеции как «Нюгален» и впоследствии, будучи приобретенным частным образом для работы на Волге, переименованном в Балаково (правда, тогда еще не города, а села). Произошло это в 1903 г. – здесь ему заменили корпус на более прочный, после чего «Балаково» плавал еще до 1915 г.

Охотники с Волги

Мало кто знает, что в далеком от морей-океанов Балакове некогда существовало даже военное кораблестроение.

Конечно, здесь не строили подводные лодки, как на нижегородском «Красном Сормове», или сторожевые корабли, как и сегодня в Зеленодольске: не те мощности.

Речь идет о четырех малых охотниках за подводными лодками типа МО-6, которые в количестве четырех единиц были построены во время Великой Отечественной войны на балаковском судостроительном заводе № 661 (эвакуированном сюда из Ленинграда). В некоторых источниках данный завод фигурирует как «Балаковская судоверфь» Наркомата лесной промышленности, но, видимо, эта довоенная судоверфь являлась не заводом №661 как таковым, а стала базой для развертывания его оборудования.

По своей конструкции, вооружению и размерам катера типа МО-6 соответствовали наиболее массовым морским охотникам ВМФ СССР типа МО-4, однако, в отличие от них, имели не деревянные, а стальные корпуса и более мощные двигатели. В этом, собственно, и была конструктивная изюминка балаковских корабликов.

Первоначально МО-6 относились к классу сторожевых катеров, но с мая 1944 г. были причислены к классу малых охотников согласно проекту. Как и МО-4, катера типа МО-6 предназначались для дозорной службы вблизи своего побережья, борьбы с подводными лодками, охранения боевых кораблей и транспортов, постановки минных заграждений, высадки десантов, постановки дымовых завес и выполнения других боевых задач.

Словом, это были многоцелевые боевые катера, «рабочие лошадки» морской войны.

Все четыре балаковских катера – МО-172, МО-308, МО-151 и МО-61 – были сданы Военно-Морскому Флоту в 1943 г. и воевали с врагом на Черном море (куда были доставлены по железной дороге) в составе 1-го Новороссийского и 6-го Керченского Краснознаменных дивизионов морских охотников. Входивший в состав 1-го дивизиона малый охотник МО-61 был в свое время установлен в качестве экспоната в составе мемориального комплекса на Малой Земле в Новороссийске.

Орден для буксира

Более известен другой балаковский военный корабль – канонерская лодка «Усыскин». Собственно, по рождению это был вполне мирный, неказистого вида 400-тонный колесный буксирный пароход «И. Усыскин», построенный в 1934 г. на заводе №340 («Красный металлист») в Зеленодольске и трудившийся в составе Средне-Волжского речного пароходства. Назвали буксир в честь советского воздухоплавателя И.Д. Усыскина, погибшего в 1934 г. на стратостате (высотном аэростате) «Осоавиахим-1».

В июле 1941 г. вместе с другими буксирными пароходами данного типа («Руднев», «Громов», «Киров», «Чапаев», «Щорс» и «Федосеенко») он был мобилизован под названием просто «Усыскин» для включения в состав Учебного отряда волжских кораблей (УОВК) ВМФ СССР, базировавшегося в Сталинграде, и поставлен на переоборудование в речную канонерскую лодку на Балаковском судоремонтном заводе.

Бывший буксир вооружили двумя 100-миллиметровыми пушками (аналогичными тем, что были на субмаринах), двумя морскими сорокапятками и парой пулеметов – ДШК и «Максим». Для такого пароходика получилось вполне прилично.

В октябре 1941 г. УОВК был переформирован в Волжскую военную флотилию (ВВФ), и канонерская лодка «Усыскин» была зачислена в 1-ю бригаду речных кораблей ВВФ, а затем – в Сталинградскую группу кораблей флотилии. Командиром корабля являлся капитан-лейтенант И.А. Кузнецов.

Канонерка «Усыскин» прияла самое активное участие в обороне Сталинграда, проведя 212 артиллерийских стрельб по врагу. На счету экипажа «Усыскина» – более 650 уничтоженных солдат и офицеров противника, 19 его танков, 51 автомобиль, 5 подавленных артиллерийских и 9 минометных батарей, 4 уничтоженных отдельных орудия и 8 шестиствольных реактивных минометов и 4 самолета, находившихся на аэродромах. «Усыскин» разрушил 40 узлов сопротивления, ДЗОТов и блиндажей, 25 пулеметных точек, 5 складов с боеприпасами, горючим и другим военным имуществом. Не всякий речной боевой корабль специальной постройки мог бы похвастать такими успехами!

За эти подвиги указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 г. канонерская лодка «Усыскин» была награждена орденом Красного Знамени с вручением Краснознаменного Военно-морского флага. Она даже упомянута в известной на Западе книге историка Юрга Майстера «Восточный фронт. Война на море 1941-1945 гг.» (Jurg Meister, «Der Seekrieg in den Osteuropaischen Gewassern 1941-1945»), где особо отмечено, что действия кораблей Волжской военной флотилии, в т.ч. «Усыскина», «позволили удержать плацдарм на правом берегу Волги».

После окончания Сталинградской битвы канонерка «Усыскин» обеспечивала конвоирование и буксировку караванов судов на Волге. 4 мая 1943 г. в районе Александровского переката корабль подорвался на выставленной самолетами Люфтваффе мине, но благодаря умелым действиям экипажа по борьбе за живучесть остался на плаву и был отбуксирован в базу для ремонта.

Летом 1944 г. «Усыскин» был разоружен, снова переименован в «И. Усыскин» и демобилизован с возвращением прежнему гражданскому владельцу, а его имя с передачей флага было присвоено однотипной канлодке «Громов».

Героический буксир «И. Усыскин» эксплуатировался по прямому назначению на Волге до мая 1961 г., после чего его списали и разделали на металлолом.

Константин ЧУПРИН, журналист

Канонерка «Усыскин»
Back to top button