НовостиНовости Балаково

Балаковские «атомклассы» молодеют. Фокус на будущее: а что дальше?

С каждым годом все больше балаковских школьников стараются попасть в спецклассы. Теперь это стало реально не только для старшеклассников, но и для учеников средней школы. Не рано ли? И хватит ли впоследствии рабочих мест такому количеству выпускников-атомщиков?

– Помню, как волнительно было на открытии «атомклассса»… Чувствовалась причастность к чему-то важному. Преподавательский состав практически не изменился, да и одноклассники, в большинстве своём, остались те же. Нам всем было интересно, какие возможности сможет предоставить «атомкласс», – вспоминает выпускница лицея №2 города Балаково Анастасия Аристова. Класс, в котором она училась, стал первым выпускным «атомклассом» в Саратовской области.

На данный момент Анастасия уже стала бакалавром. Занятия в профильном классе не прошли даром: после выпуска она поступила в СПбПУ Петра Великого на направление «Теплоэнергетика и теплотехника». На этом Анастасия останавливаться не собирается, дальнейшая её цель – стать магистром, навсегда связать свою профессиональную деятельность с атомной энергетикой.

Вообще, статистика выпускников «атомклассов» из Балаково более чем положительная. Классные руководители первых профильных выпусков констатируют: 90% ребят поступили в профильные вузы. И каждый, кто закончил в текущем году бакалавриат, принял решение продолжить своё обучение в магистратуре.

Первые «атомклассы» открылись в городе Балаково в 2015 году, на базе лицея №1 и лицея №2. Это стало невероятным событием: проект многие восприняли, да и по сей день воспринимают не иначе, как «кузница кадров». С одной стороны, это – логично и очевидно. Но, со временем пелена восторга спадает с глаз и возникает множество вопросов: а так ли бесспорны плюсы таких «узконаправленных» классов? Не перегружает ли это учеников, не отменяет ли свободу их выбора? Куда потом девать такое количество будущих «профессионалов», в смысле, не будут ли обмануты ожидания сегодняшних школьников?

Уже послезавтра обучение в «атомклассах» балаковские школьники продолжат на базе трёх учебных учреждений: всё тех же лицеев и гимназии №2. Её директор Инна Гевлич поделилась: в новом учебном году гимназисты-«атомята» начнут свой профильный курс уже с шестого класса.

– К сожалению, в современной реальности для того, чтобы подготовить действительно сильных выпускников, которые потом без проблем смогут себя реализовать в жизни, недостаточно одних слов учителя, доски и мела. Реализация проекта «Школа Росатома» позволяет сформировать для учеников ту среду, которую на базе обычной школьной программы дать очень сложно, – рассказала Гевлич.

С одной стороны, кроме положительных моментов, другого для учеников в таких классах быть не может. Само собой, классы оборудованы по последнему слову техники: реалистичная лаборатория, 3D проекторы, множество дидактического видеоматериала. Ко всему этому добавляются грамотно разработанная внеурочная программа, научные конференции, постоянные совместные визиты в Центр общественной информации АЭС, общение с настоящими профессионалами, квесты, в которые в игровой форме учат очень серьёзным вещам и т.д. Дети вовлечены в процесс, они замотивированы думать, им нравится общаться с единомышленниками и получать ценные призы за свои старания, но… Насколько шестиклассник может оценить возможности своего будущего в атомной энергетике? Инна Гевлич считает: главное, что выигрывает ребенок от раннего погружения в узкий профиль – время и понимание того, чего он хочет на самом деле.

– Именно в 6-х классах вводится такой предмет, как физика. Основная образовательная программа в «атомклассах» мало чем отличается от стандартной, особенно, это касается учеников «средних» классов. Однако, давать ориентир можно уже в это время. Я считаю так: чем раньше ребёнка познакомить с тем или иным направлением, тем осознаннее он подойдёт к выбору профессии в будущем. Самый большой плюс «атомклассов» состоит в том, что у ученика ещё в школе появится возможность понять, а по тому ли пути он пошёл? Гораздо хуже идти путём проб и ошибок, когда, уже будучи студентом вуза, человек понимает, что ему абсолютно не нравится профессия, которую он осваивает. Не всегда, к сожалению, подростки сами выбирают своё место в будущем: на кого-то давят родители, кто-то гонится за сверстниками, кто-то – за престижем, – высказалась Инна Кимовна.

Она подчеркнула: случаи, когда дети выбывали из «атомклассов», имели место в практике, но они единичны. Многомиллионные вложения в «атомклассы» ежегодно делает концерн «Росэнергоатом» и Балаковская АЭС. Выпуск за выпуском одарённые активные ребята выходят из дверей школ многих городов присутствия атомных электростанций, поступают в лучшие вузы. Пока юноши и девушки из балаковских «атомклассов», как мы уже говорили, продолжают учиться. Возникает другой вопрос: а что потом? Не создастся ли ситуация пресыщения рынка труда специалистами-атомщиками, как когда-то это произошло с юристами и менеджерами? Начальник отдела развития персонала Балаковской АЭС Юрий Мезенцев заверил: надежды молодёжи на самореализацию в профессиональной сфере обмануты не будут ни при каких обстоятельствах.

– Выпускникам «атомклассов» необязательно работать именно в так называемом ядерном кластере. У «Росэнергоатома» есть огромное количество дочерних предприятий, сегодня строятся АЭС за границей, идёт их модернизация по стране. Естественной «текучки» никто не отменял. В связи с этим нам требуется огромное количество специалистов. «Атомклассы» позволяют нам подготовить компетентные кадры, которые смогут в короткий срок полноценно войти в «обойму», сведя к минимуму адаптационный период, – рассказывает Мезенцев.

С ним согласилась и Инна Гевлич: по её мнению, грамотный профессионал, если он действительно таковым является, найдёт хорошую работу в любом случае. Её больше беспокоит, что наши ребята представляют немалый интерес для представительств серьёзных компаний в крупнейших городах России и за рубежом. Вернуть специалистов домой, в Балаково, – вот это проблема.

– Конечно, я горжусь, что ученики достигают таких вершин. Но, ведь специалисты нужны нам и здесь, в Балаковском районе. Чтобы они здесь трудились, создавали семьи, развивали наш город. На одном из форумов – саммите молодых «ProAtom», наши ученики даже составили меморандум с перечнем мер, необходимых для того, чтобы из Балаково не уезжали молодые специалисты. В их числе развитие медицинских центров реабилитационного направления, восстановление памятников архитектуры, создание завода по переработке вторсырья, создание питомников для выращивания растений с последующим озеленением города, развитие молодёжных клубов «уличного искусства», – пояснила Гевлич.

Ну а пока «атомклассы» в Балаковском районе развиваются, чувствуют себя прекрасно, а сам проект вдохновляет специалистов корпорации на новые решения. Так, на данный момент атомщики разрабатывают «Дорожную карту по развитию человеческого потенциала». Проект задуман масштабный, он охватит, помимо школьников, учеников вузов и ссузов, молодых профессионалов – работников АЭС, а также граждан «серебряного» возраста.

– На стадии разработки находятся программы мероприятий для каждой из указанных категорий людей. Мы проработаем каждый аспект их жизни в зависимости от потребностей и возможностей. Основной рывок произойдет в ближайшие три года – с 2022 по 2024 гг. Посмотрим, что из этого получится, и будем развивать это направление дальше, – пояснил Мезенцев.

Он также поделился информацией о том, что на 90% готова концепция «онлайн-атомклассов», которые в ближайшее время планируется запустить в Балаковском районе. Подумывают балаковские атомщики и о появлении целой «атомшколы». На осуществление такого проекта потребуется несколько лет. Но, уже сама идея вызывает положительный отклик в районной администрации.

– Появление классов, которые курируются такими крупнейшими предприятиями, это – всегда хорошо, прежде всего, для учеников. Обо всех положительных, с технической точки зрения, аспектах говорить не нужно. Это – существенный вклад в образование и развитие будущего нашей страны и города в целом. А если появится целая профильная школа – я только «за», – резюмировала заместитель главы Балаковского района по социальным вопросам Екатерина Солдатова.

Анна СЛАВИНА

Балаковские «атомклассы» молодеют. Фокус на будущее: а что дальше? Балаковские «атомклассы» молодеют. Фокус на будущее: а что дальше? Балаковские «атомклассы» молодеют. Фокус на будущее: а что дальше?

Back to top button