Общество

Что лучше: ходить под статьей, или ждать, когда пойдет «бюджетный» дождь?

Неделю назад во многих СМИ зашла речь о повышении нерегулируемых тарифов на проезд в общественном транспорте с 23-х до 28 рублей. Понятно, что данная тема подогревает в регионе протестную активность граждан. Председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин выступил против повышения цен на проезд в общественном транспорте в Саратове. Сами саратовцы начали сбор подписей против повышения стоимости проезда. После проведения круглого стола на эту животрепещущую тему в саратовской мэрии и активного ее муссирования в средствах массовой информации, перевозчики от своей идеи отказались. Однако проблема осталась.

А все дело в том, что недостаточность получаемых доходов не позволяет перевозчикам осуществлять обновление подвижного состава и его надлежащее содержание. Именно эти проблемы и побуждают их требовать повышения цен на билеты. Невозможно вести бизнес на бесконечно ломающемся транспорте. Это нарушает и безопасность перевозок, и повергает в вечные затратные ремонты.

Как ни странно, все проблемы упираются в несогласованность законодательных актов и отсутствие  надлежащего надзора за их исполнением. У всех на слуху история с экс-депутатом Беликовым, когда компенсации за проезд льготников стали многомиллионной наживой.

Напомню, до 1 января 2016 года размер компенсаций из бюджета за перевозку льготных категорий граждан был соизмерим со стоимостью проездного билета. Как раз до этого перевозчики в основном и поменяли свои автобусы на новые. Это потом постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 № 678-П «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области» компенсацию урезали сразу почти на 50%, объяснив эту меру трудностями доходной части бюджета. Так или иначе, при стоимости проезда в 23 рубля, компенсация теперь составляет 11 рублей. Действие этой нормы вступило в законную силу с первого июля текущего года, а возможность получения компенсации возникнет  только в октябре. Существенным фактором сложностей бизнеса являются постоянные задержки её выплат. Такая вот несогласованность федерального и регионального законодательств. Крутись, как хочешь, перевозчик,  при росте цен и на бензин, и на запчасти, и прочие расходы. Кроме того, все чаще и чаще возникают конфликты между льготниками и владельцами транспорта, которые все меньше и меньше хотят их возить.

Принятый  Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который начал свое действие после окончания сроков ранее проведенных конкурсов по пассажирским перевозкам в январе этого года, тоже внес свою не лучшую лепту в деятельность перевозчиков.

Теперь за право осуществления пассажирских перевозок надо платить. Согласно этому закону, предусматривается работа по регулируемому тарифу с возмещением убытков из бюджета и по не регулируемому тарифу, размер которого должен обеспечить безубыточность. Работа на регулируемых тарифах должна позволять зарабатывать столько, чтобы была возможность покрыть расходы аукциона и что-то оставить себе. По не регулируемым тарифам – возить бесплатно льготников без компенсаций и себе заработать. Но административный ресурс не позволяет выйти на безубыточность ни в том, ни в другом случае. Компенсации из бюджета в «усеченном» виде, т.е. ниже стоимости билета, вообще исключают возможность работать с прибылью. А нерегулируемый тариф в связи со сдерживанием социальной напряженности просто недопустим. Получается, что реализация закона о регулярных перевозках фактически невозможна в тех условиях, которые предписывает действующее региональное законодательство.

Например, МУП «Балаковоэлектротранс» за участие в аукционе, т.е. за право работы на 8 городских маршрутах, заплатил порядка 8 млн. рублей, т.е. покрыл практически все маршруты с целью перевозки льготников. Снял, так сказать, социальную напряженность. При этом предприятие не имеет своего подвижного состава в необходимом количестве. Придумали договор простого товарищества, согласно которому недостающий транспорт для пассажирских перевозок предоставляется предпринимателями, не принимавшими участие в конкурсных процедурах. По сути это передача обязательств, что не позволяет закон  № 44-ФЗ о госзакупках. Но это уже другая история, которая, извините, тянет на другую статью.

Считаю, что срочно необходимо пересмотреть размер компенсационных выплат за перевозку льготников, которые безосновательно урезаны губернаторским постановлением  № 678-П, и принять их в размере стоимости проездного билета. Также следует пересмотреть и механизм организации работы пассажирского транспорта в городе Балаково. Иначе будет беда.

Губернатору области следует пересмотреть заезженную позицию отсутствия денег. Ведь почему-то всегда находятся деньги при долгах региона в 60 млрд. рублей на безбедное содержание чиновников, приобретение для них дорогостоящих транспортных средств, а на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозок отдельных категорий граждан денег нет. Ждите, когда будут. Так что же лучше?  Возложить, как всегда, повышение цен на плечи граждан, либо некоторым, чтобы как-то спасти городские перевозки, ходить под статьей? Или же ждать у моря погоды, когда вдруг пойдет «бюджетный» дождь? У рачительной хозяйки всегда найдутся деньги на первостепенные нужды. Ищите и не ждите беды, не подставляйте предприимчивых глав районов под нарушения закона.

Наталья КАРАМАН,

председатель СПРОО «Защита», член Общественной палаты Саратовской области

 

Back to top button