НовостиНовости БалаковоОбществоСтатьи

Что не простило небо Высоцкому?

44 года нет с нами Володи Высоцкого… Много о нём сказано и написано. Я же хочу поделиться впечатлениями от его концерта в городе Грозный, на который я попала в 1978 году, за два года до его смерти.

Я тогда работала в «Чечинггражданпроекте», в архитектурном отеле. В обеденный перерыв нам сообщили, что в актовом зале будет встреча с Высоцким. Скажу честно, в то время я равнодушно относилась к хрипотце его голоса, ассоциируя Володю с чем-то противозаконным.

И вот – актовый зал проектной организации заполнен битком. Кто не поместился в креслах, стояли  вдоль стен. В дверном проёме появился невысокий мужчина в «водолазке» болотного цвета с огромной гитарой в руках, которая казалась больше него самого. Настороженно, исподлобья смотрел на публику Высоцкий, пока шёл по залу. Поднявшись на сцену, попросил всех стоящих у стены сесть.

«Иначе я не начну концерт», – жёстко сказал он.

Зрители покорно рассосались по залу, разместившись на краях кресел и коленях коллег. Наверное, люди просто поняли артиста, для которого стоящие зрители могут стать помехой для контакта с залом.

Когда проектировщики и чертёжники упорядочились, Володя улыбнулся, расслабился и обратился к нам с ещё одной просьбой:

«Не надо никаких аплодисментов. Вы – мои друзья, я пришёл пообщаться и рассказать о себе. Времени у нас немного, так что не будем его тратить зря!» – сказал он зрителям.

Обалдевшие от такого неординарного начала, мы, как дети, притихли, слух и зрение обострились до предела, сконцентрировавшись на этой магической фигуре. И…как в космосе – «есть контакт!» – импульс пошёл в зал, затем вернулся к артисту благоприятной аурой. Высоцкий подстроил гитару и с просветлённым лицом начал концерт.

От напряжённого маленького человека не осталось и следа, на сцене стоял гигант, красавец, способный завоевать сердце любой женщины.

Мы слушали автора-исполнителя, восхищались его искренностью и актёрским мастерством, а он взмахом руки останавливал всё же прорывавшиеся аплодисменты восторга.

Володя располагал к себе, околдовывая своей энергетикой. Мы, грустно затихали под его песни о героизме и мужестве и дружно смеялись песенно-юмористическим инсценировкам, таким, как «Диалог в цирке» («Вань, глянь, какие клоуны»).

Я смотрела на своих коллег в зале и не узнавала их. Мои строгие начальники с мальчишеским благоговением смотрели на своего кумира. Женщины, даже самые консервативные, поблёскивали глазами.

И становилось понятно, почему «верхи» так боялись его бунтарского авторитета. Этот человек мог увлечь толпу за собой, ему была дана такая сила.

После этого концерта, попав под влияние гениальной личности, я стала поклонницей творчества Высоцкого. Поэтому, попав в Москву в 1981-м, посчитала своим долгом посетить его могилу на Ваганьковском кладбище. Тогда вместо памятника там была коричневая мраморная плита с барельефом Володи, заваленная цветами и записками.

Около могилы Высоцкого мне в голову пришла мысль: «Наверное, смерть забирает лучших, потому что небо не прощает простому смертному того, что он для многих становится божеством».

Евгения БРУСЛАВЦЕВА

Back to top button