ЗнаменитостиКультураНовости Балаково

Ефим Шифрин: «Вдохновение приходит ровно в семь вечера…»

Скоро (25 марта) юмористу Ефиму Шифрину исполнится 68 лет. Однажды во время своего интервью он огорошил журналистов сообщением о том, что  его пенсия составляет 13 тысяч рублей. Артист переводит ее на книжку, а сам продолжает работать, поскольку прожить на эти деньги в Москве (да и не только в Москве) невозможно.

В свое время Шифрин, работая в Театре Эстрады, отказался от звания заслуженного артиста, посчитав это атрибутом советского прошлого. Но если бы он знал, что в будущем к этому званию будут прилагаться 30 тысяч рублей, может быть, еще и подумал бы, признался юморист журналистам. А когда его спросили, не может ли он сейчас переиграть ситуацию и согласиться, ответил, что поздно уже: стыдно быть заслуженным тому, у кого уже ученики народные.

Мне посчастливилось встретиться с Ефимом Шифриным дважды: в 1993 и 1995 годах. Шифрин тогда приезжал в Балаково, оставив добрые впечатления и у работников гостиницы «Салют», где проживал, и у администрации Дворца культуры строителей, где выступал, и, конечно, у зрителей, получивших колоссальный заряд бодрости и хорошего настроения.

Все концерты прошли с аншлагами. Сам Шифрин назвал их «театральными праздниками» –  есть такое понятие в актерской среде. А потом должно было состояться общение с журналистами. Никаких пресс-коференций не было. Кто хотел – остался и задавал артисту вопросы. Мне хотелось, потому что после того, как он исполнил монолог Семена Альтова «Кающаяся Мария Магдалина», Ефим Шифрин стал для меня самым крутым юмористом. Я и сейчас его с удовольствием слушаю, потому что в нем нет устаревших шуток. Хотя дело здесь, скорее, не в шутках, а в манере исполнения и таланте актера.

К моему удивлению, весь народ после концерта куда-то разбежался, мы сидели в пустом зрительном зале и разговаривали как старые знакомые.

– Ефим, Вас всегда так тепло встречают?

– Если бы каждый мой концерт заканчивался провалом, я не стал бы, наверное, колесить по стране.

– И все-таки, для артиста Вашего жанра гастроли – это желание пообщаться с новой аудиторией или тривиальное – подзаработать?

– Ну, конечно, это моя работа! Я вот Вас в свою очередь могу спросить: «Эти Ваши вопросы – это желание пообщаться со мной или Ваша работа?»

– И то, и другое, наверное.

– Так и для меня. Эти две вещи абсолютно совпадают. В отличие от людей многих профессий, моя профессия, помимо зарплаты, мне еще и радость каждый день приносит. Я получаю тепло, не отходя от кассы.

– В одном из «Аншлагов» у Регины Дубовицкой Вы как-то признались, что побывали в гостях у Михаила Евдокимова – ездили к нему на родину, в Сибирь. Это правда?

К сожалению, я не могу ответить на этот вопрос положительно. В жизни мы никак не связаны – почти никакой дружбы, как, впрочем, и с другими коллегами из «Аншлага». Это иллюзия экрана. Народ любит, когда мы вместе, вот мы и собираемся, общаемся, шутим…

– Вы чувствуете себя «звездой»?

– Нет, никак… Я – не человек тусовки, как это принято говорить у молодежи. Во-первых, нынешняя известность мне вовсе не льстит. А, во-вторых, я не собираюсь с «небожителями» – среди них я не ощущаю себя комфортно.

– Все мы подвержены стрессам, депрессиям и просто дурному настроению. Предположим, Вам через полчаса выходить на сцену, а у Вас на душе «кошки скребут». Как Вы приводите себя в норму, откуда черпаете энергию? Вспоминаете какой-нибудь смешной случай или, как Кашпировский, даете установку «на добро»?

– Случай и вспоминать не надо. Он у меня всегда в голове. Это маленькая история про диалог Райкина с Чуковским. Корней Иванович как-то похвастался, что он всегда садится за письменный стол ровно в восемь. А Райкин, вроде Вас, спросил: «А как же вдохновение?». На что Чуковский ответил: «Оно приходит ровно в восемь». Также и у меня: вдохновение приходит ровно в семь, когда начинается очередной концерт, когда я выхожу на сцену.

– Какие ощущения Вы при этом испытываете?

– Жуткие. Вот Вы сами попробуйте выйти сейчас на сцену, а я попрошу выключить в зале свет. Узнаете, как это страшно… Нет, серьезно. Этот эксперимент, кстати, всегда в театральных училищах проводят, когда студентов просто просят пройтись по сцене перед своими однокурсниками. Оказывается, что нет ничего сложнее.

– Ефим, а в жизни Вы человек веселый?

– В зависимости от обстоятельств, по-разному: когда мне весело, я весел, а когда мне грустно, я грущу. Вот так вот я Вам отвечу.

– У Вас есть семья?

– «Каждой твари по паре» – так в народе-то говорят. А остальное пусть останется моей маленькой тайной.

– И последний вопрос, Ефим: сегодняшний концерт шел 2 часа 15 минут без перерыва, как говорится, на одном дыхании. Вы всегда так выкладываетесь?

– Да уж, я не халтурю. И, судя по реакции зала, это ставится мне в заслугу. Я Вам больше скажу: будете так принимать, я к Вам еще приеду.

Ольга КАДАЕВА

Back to top button