Новости БалаковоПерсоныСтатьи

Есть ли сердце у прокурора Бабичева? Интересная биография почетного гражданина Балаково

Долгое время в Балаково прокурором был Александр Бабичев. Он же – один из немногих почетных граждан города. Давайте попробуем заглянуть в детство Александра Георгиевича, бывшего прокурора Курской области и бывшего вице-губернатора Саратовской области. Может быть, простой биографический материал расскажет о почетном гражданине больше, чем множество официальных данных? Итак...

В бараке

Третий прокурор города Балаково и почетный его гражданин Александр Георгиевич Бабичев родился в небольшом сибирском городке Канске Красноярского края 21 мая 1951 года. Городок этот раскинулся на берегу реки Кан, которая имеет обыкновение разливаться почти каждую весну, иногда заливая весь город. В годы репрессий в Канске была пересыльная тюрьма, о ней упоминал в своем романе «Архипелаг Гулаг» А. Солженицын.

Кто только не жил в этом городке: татары, выселенные из Крыма, немцы из Поволжья, китайцы. Иногда они конфликтовали между собой. От этого особенно страдали дети, заходить на чужую территорию, в частности в татарские кварталы, было для них делом довольно рискованным. Маленькие крымчане могли побить местных камнями, и последним стоило большого мужества ежедневно добираться до школы мимо татарских домов. Зато китайцы были довольно приветливыми людьми. У них всегда находились для детей какие-то совершенно замечательные вещи: китайские бумажные фонарики, зонтики, веера, необыкновенной красоты огромные яблоки, но такие кислые и жесткие, что есть их было практически невозможно.

Александр родился и вырос в бараке – так назывался одноэтажный многоквартирный деревянный дом, заселенный всяким-разным народом. Среди жителей барака были люди добрые и не очень, но в основном небогатые. Ни у кого из них не было ни холодильников, ни телевизоров, ни телефонов.

Человек считался состоятельным, если у него на стене висел большой черный динамик, а над кроватью красовался разрисованный коврик с незатейливым сюжетом.

Экстремальный ребенок

Семья Александра Георгиевича жила трудно. От первого брака у его матери было двое детей: мальчик и девочка (их отец пропал без вести во время войны), а от второго родилась еще сестра, младше Александра на два года. Его мать была женщиной хоть и малограмотной, но от природы наделенной умом и великолепным чувством юмора. Вместе с тем она была скора на расправу, так что дети слушались и побаивались ее.

Отец Александра был человеком веселым, играл в духовом оркестре, прекрасно рисовал и любил что-нибудь изобретать. В воспитание детей не вмешивался, но приучил их к книгам. Так как телевизора и радио в доме не было, то часто вечерами все с большим удовольствием слушали отца, который читал вслух какой-нибудь приключенческий роман.

В доме часто звучал смех. Но случались и скандалы, ведь мать отнюдь не разделяла увлечение своего мужа музыкой, запрещала ему играть на танцах, видимо, ревновала. К тому же отец любил пропустить рюмочку-другую и делал это довольно часто.

Александр унаследовал от родителей ироничный ум и страсть к чтению. А еще он любил разжигать костры, дважды чуть не спалил квартиру и соседский сарай. А в погоне за петухом умудрился откусить себе язык (благо, в Канске было много замечательных ссыльных врачей, и язык благополучно пришили). Не раз уходил под лед вместе с санками. В общем, был довольно экстремальным ребенком.

В Канске Александр пошел в первый класс, но учился средне, зато много читал, нередко ночью с фонариком под одеялом. В этом городе закончил четыре класса. Потом родители разошлись, и мать с Александром и младшей дочерью Ларисой уехали в незнакомый город Балаково к дочери от первого брака Эльвире. Она жила в женском общежитии, которое располагалось в обычном жилом доме.

Телевизор существует!

Семья поселилась в двухкомнатной квартире, где кроме старшей сестры проживало еще шесть девушек. Мать не сразу нашла работу, да и детей в школу не принимали, потому что не было прописки. Но со временем как-то все утряслось: мать устроилась на работу, а детей приняли в 41-ю школу (сейчас это СШ № 14).

На дворе стоял 1962 год. Сколько за этот год было сделано открытий! Ну, во-первых, дети узнали о существовании телевизора. Ребята были настолько дремучими, что не могли себе даже представить такого чуда. Как-то, когда они жили еще в Сибири, в гости к соседям приехал мальчик из Москвы. Он рассказал выпучившим от удивления глаза маленьким сибирякам о том, что смотрит кино дома по телевизору, ездит на троллейбусе и метро. Но ему никто не поверил, пацана еще и побили за вранье.

Во-вторых, потрясало обилие ягод, яблок, арбузов. А помидоры, которые спели прямо на корню, а не на печке или под кроватью, – это ли не парадокс?!

И, наконец, живя в одной квартире вместе с молодыми веселыми девчонками, которые каждый вечер бегали на танцы, разучивали чарльстон и пели песню про черного кота, который «жил да был за углом», дети, как губка, впитывали в себя новую для них жизнь и культуру. Да, именно культуру. За время проживания в общежитии они не слышали ни одного нецензурного слова. В Канске жене считалось зазорным материться в присутствии детей. У маленьких сибиряков даже была игра «кто кого перематерит» (они залезали в ящик из-под угля и, еще не научившись толком разговаривать, выкрикивали наперебой бранные слова, очень при этом веселясь).

Во дворе, у дома № 41 «А» по улице Титова, где располагалось общежитие, была волейбольная площадка. Вечерами она не пустовала, парни и девчонки азартно играли в волейбол. Этой игре очень хотелось научиться.

И спустя три месяца после приезда в Балаково, к концу лета, Александр вместе со своей младшей сестрой уже довольно сносно играли в волейбол.

Два года Александр проучился в сорок первой школе и в учебе, надо сказать, преуспел. Кроме того, он пел в школьном хоре и начал играть в футбол. Мать, не выдержав одиночества, сошлась со своим мужем – он приехал в Балаково. К тому времени старшая сестра вышла замуж и получила в поселке Сазанлей комнату в «клопятнике». Она отдала ее матери, а сама продолжала жить в общежитии. В доме, где поселилась семья Бабичевых, все удобства были на улице. Вокруг непролазная грязь, воду приходилось носить из колонки, и это вменили в обязанности Александру.

А еще он должен был ходить в магазин, делал это с большим удовольствием, отдавая сдачу всю до копейки.

Пристрастился к театру

Вскоре отец получил новую двухкомнатную квартиру во втором микрорайоне, с унитазом, ванной, горячей и холодной водой. Об этом можно было только мечтать. Правда, из мебели были только шкаф, диван и письменный стол. Дети спали на раскладушках, страшно мучили клопы, которые как стихийное бедствие обрушились на дом, но в основном жизнь начала налаживаться.

Александр пошел учиться в новую школу №11. Но на следующий год недалеко от дома, где жила семья Бабичевых, построили школу № 6, и он перешел учиться туда. Надо сказать, что педагогический коллектив школы был просто замечательным. Среди всех особо выделялся учитель истории Юрий Михайлович Тюлин, бывший военный летчик, ныне, к сожалению, уже покойный. Юрий Михайлович великолепно танцевал и заразил всех мальчишек и девчонок своей любовью к танцам. Он учил танцевать вальс, падеспань, всевозможные польки, и надо было видеть, как старательно отрабатывали каждое движение его благодарные ученики. Александру трудно давалось искусство танца. Но спустя какое-то время он научился неплохо вальсировать и на школьных вечерах не ударял в грязь лицом.

Родителей довольно часто вызывали в школу только из-за того, что Александр был очень смешлив и хохотал на уроках. Мать сердилась, говоря: «Что ты свои сырчики (зубы. – Авт.) выставляешь без дела?!»

В школе он не расставался со своим любимым футболом. Но иногда интересы менялись: то настольным теннисом увлечется, то коньками. Младшая сестра пристрастила его к театру, и он даже посещал театральный кружок, правда ничего там так и не успел сыграть.

Стал, казалось, подозрительным

А после окончания школы Александр пошел работать электриком на Химволокно. Мать к этому времени сильно заболела, у нее признали рак, но она долго и упорно лечилась и после этого прожила еще почти 20 лет.

Александр с детства мечтал быть следователем. Но в то время для того чтобы поступить в юридический институт, необходимо было иметь трудовой стаж не менее двух лет. Отработав два года на заводе, Александр поступает в Саратовский юридический институт на заочное отделение. После года учебы был призван в армию.

Отслужив, вернулся домой. Из армии его два года ждала одноклассница Татьяна Девяткина, на которой он вскоре женился. У них родился сын Георгий, которого назвали в честь деда. Затем Александр восстановился в институте, и его взяли на работу в прокуратуру помощником прокурора.

Прокурор города Петр Пугачев удивлялся начитанности и эрудированности молодого специалиста. Вскоре Александра назначили прокурором Балаковского района. А затем, после ухода Петра Пугачева на пенсию, Александр Бабичев возглавил прокуратуру города Балаково. В этой должности он проработал десять лет. Изменился ли он как человек? Конечно! Стал, как казалось, подозрительным, более черствым и еще более ироничным. Но в редкие минуты откровения он говорил своей младшей сестре:

«Вот ты думаешь, что у меня нет сердца? Я тебя на один день посажу рядом с собой, и ты поймешь, почему я стал таким».

Конечно же, доброты он своей не растерял, но стал прятать ее от других, потому что от его решений часто зависели судьбы многих людей. А принимать непопулярные решения очень трудно, так как заранее знаешь, что в этом случае приобретешь не друзей, а врагов. Не так просто быть принципиальным, а ведь именно таким помнят Александра Георгиевича земляки.

После 10 лет службы прокурором города Балаково Александра Георгиевича переводят на работу в областную прокуратуру на должность первого заместителя прокурора Саратовской области. А затем он был назначен прокурором Курской области.

Начал вести войну

В то время губернатором Курской области был Александр Руцкой. И коррупция в области цвела буйным цветом. На ключевых должностях находились близкие родственники губернатора. И Александр Бабичев начал вести с ними войну.

За один только год по области были заведены уголовные дела на 20 начальников ГРУВД, в том числе на братьев Александра Руцкого (кстати, один из них возглавлял министерство внутренних дел Курской области и успел нажить себе путем мошенничества миллионы долларов), первым заместителем Руцкого работал его тесть – то есть противники были солидные. И неизвестно, случайно или нет, в служебную машину Александра Георгиевича въехал грузовик. С многочисленными ушибами и переломом ключицы он был госпитализирован и перенес несколько операций.

Слава богу, все обошлось. Кстати, к 60-летию создания прокуратуры генеральный прокурор  России наградил Александра Бабичева именным пистолетом.

Лариса НИКОЛАЕНКО

Back to top button