НовостиНовости БалаковоНовости России

ФАС – на регоператора: «Управление отходами» заставляет платить за вывоз мусора дважды?

Еще 14 августа текущего года Саратовский УФАС России установил, что региональный оператор – АО «Управление отходами» – незаконно понуждает управляющие организации заключать отдельные договоры с легальными перевозчиками на вывоз растительных отходов, которые не входят в состав ТКО, не соответствует действующему законодательству.

Мало того, даже те растительные отходы, которые образуются на придомовых территориях в многоквартирных и частных домах и входят в состав ТКО и тариф, регоператор заставляет вывозить другими транспортными компаниями, в связи с чем Саратовским УФАС вынесено предупреждение АО «Управление отходами» о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство. Получается, что потребители услуги должны оплачивать дважды одну и ту же услугу.

В связи с чем АО «Управление отходами» вынесено предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

При рассмотрении наболевшего для всего населения Саратовской области вопроса о вывозе растительных отходов с территорий частного сектора и придомовых территорий многоквартирных домов, Саратовский УФАС делает выводы, что согласно п. 3.3 «ГОСТ Р 53691–2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I–IV класса опасности. Основные требования» твердые бытовые отходы – это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода. Из чего следует, что крупногабаритные отходы, отходы от ремонта жилых помещений, а также отходы при содержании придомовых территорий (уличный смет, мелкие ветки) и мест общего пользования – и есть те отходы, от которых регоператор напрочь открещивается. Далее в своем представлении Саратовский УФАС из системного анализа требований Жилищного кодекса РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных актов делает выводы, что вывозить растительные отходы обязан регоператор, а не управляющие компании, как он утверждает. Следовательно, и растительные отходы, образуемые частным сектором, должны по аналогии относиться к уходу за придомовой территорией и также вывозиться регоператором.

Также делается вывод, что единый тариф по обращению с ТКО включает и услугу по транспортировки уличного смета, содержащего в том числе и мелкие ветки. Следовательно, иные компании не могут вывозить смет и растительные отходы для частного сектора.

В отношении муниципалитетов делается вывод, что собранный мусор, смет, листва, скошенная трава, ветки должны вывозиться в соответствии с установленными требованиями Правил благоустройства территории муниципального образования. Организация уборки территории поселений, округов относится к вопросам местного значения и осуществляется за счет местного бюджета. Исполнитель таких услуг определяется органом местного самоуправления в соответствии с законодательством о контрактной системе, а не управляющими компаниями. Значит и оборудование площадок для накопления растительных отходов муниципалитетами по прихоти регоператора занятие незаконное. Растительный мусор должен приниматься регоператором на полигон ТКО и утилизироваться согласно имеющимся технологиям.

С 12 августа 2018 года  регоператор пришел на саратовскую землю. Получается, что по настоящее время он не исполняет свои прямые обязанности в полном объеме. Однако плату за эти невыполненные работы безапелляционно взымает. Кто понесет ответственность за выросшие горы растительного мусора? Кто вернет безосновательно уплаченные деньги гражданам и организациям за невыполненные для них услуги? Кто ответит за моральный вред и нравственные страдания, причиненные гражданам регоператором? Кто понесет ответственность за загрязнение окружающей среды?

Предупреждение Саратовского УФАС должно быть выполнено регоператором в течении 10 дней с момента получения. Если Саратовский УФАС направлял такой документ в адрес регоператора, то почему последний его игнорирует?

В связи с чем прошу считать данную публикацию официальным обращением в прокуратуру Саратовской области, провести проверку по изложенным фактам и принять соответствующие меры прокурорского реагирования.

А также информировать о результатах рассмотрения настоящего обращения в установленные законом сроки.

Наталья КАРАМАН,
председатель СПРОО «Защита»,
член Общетвенной палаты Саратовской области

Back to top button