Герой должен быть один: 6-миллиардный тендер достался вольской «Автотрассе»
Вольская дорожная компания ООО «Автотрасса» получила контракт ценой 5,9 млрд рублей на строительство обхода станции Сенная в Саратовской области. Подрядчику предстоит построить больше 15 км четырехполосной дороги с мостами через железнодорожные пути и реку Терешка, электрическим освещением и подземным переходом.
На многомиллиардный тендер по строительству обхода Сенной, обеспечивающий подрядчика работой на 4 года вперед — до осени 2022-го, не нашлось больше ни одного претендента. Электронный аукцион не состоялся, и «Автотрасса» получила заказ по его начальной цене.
Заказчиком работ выступает структура Росавтодора – ФКУ «Большая Волга». Ранее «Автотрасса» выиграла 3 ее тендера на ремонт саратовских дорог общей стоимостью более 1 млрд рублей, в которых тоже оказалась единственным заявителем, сообщает business-vector.info.
Вольская «Автотрасса» Арарата Киракосяна начала свой взлет в 2016 году, с региональных дорожных тендеров, где тоже регулярно оказывалась единственным участником закупки. Особенно активно компания работала на дорогах в Балаково, кроме того, там «Автотрасса» чинила стадион «Корд». Это связывали с дружбой владельца «Автотрассы» и Ивана Чепрасова, занимавшего тогда пост главы администрации Балаковского МР. Сейчас другой сын владельца «Автотрассы» и гендиректор компании Гагик Араратович Киракосян вместе с Иваном Чепрасовым является депутатом Саратовской облдумы. Но как законотворец первый себя особенно не проявил.
Впоследствии «Автотрассе» достался северный подход к новому саратовскому аэропорту, а с 2017 года компания стала получать один за другим крупные федеральные заказы. Включились в процесс и еще две близких к ней компании – «Автобан» и «Волгадорстрой», основанные сыном владельца «Автотрассы» Тиграном Киракосяном. Впрочем, сейчас отец семейства числится совладельцем обеих фирм. «Автобан» в тендерах 2019 года тоже фигурирует единственным участником крупных федеральных закупок.
По итогам 2017 года «Автотрасса» получила 2,5 млрд рублей выручки, при этом заплатила поставщикам сырья и субподрядчикам 3 млрд рублей. Областной бюджет получил от любимого подрядчика Росавтодора 15,3 млн рублей налога на прибыль, 915 тысяч рублей транспортного налога, 764 тысячи – налога на имущество и 201 тысячу рублей земельного налога.
Несмотря на странные неконкурентные тендеры «Большой Волги» и явный перекос в пользу одного участника рынка, из которого за несколько лет получился монополист, ни УФАС, ни саратовский минтранс беспокойства по этому поводу не проявляют.
– Основа успеха тендера – правильно сформированное техзадание. Если оно формируется таким образом, что участвовать могут только компании с большими финансовыми ресурсами и объемами техники, в таких случаях участвовать смогут не все. Техзадание изначально отсекает какое-то количество участников, – заметил по поводу причин сложившейся ситуации с дорожными ремонтами глава юридической компании «Юрком» Николай Скворцов.
Играет свою роль, напомнил эксперт, и стратегия самой «Автотрассы». Секрет фирмы прост – у нее имеется запас средств, позволяющий браться за работу с большой отсрочкой оплаты.
– По некоторым районам области, насколько мне известно, они получают деньги через год-два после начала работы и вкладывают первоначально свои средства, – рассказал Николай Скворцов. – Такое могут позволить себе не все компании.
Действительно, в 2018 году представители «Автотрассы» жаловались замглавы Росавтодора Игорю Астахову на нехватку финансирования для строительства северного подхода к аэропорту. Но тот в ответ только напомнил, что окончательный срок сдачи объекта – 2019 год, и до этого момента денег не будет. Руководитель «Автотрассы» Гагик Киракосян согласился вложить 500 млн рублей собственных средств, чтобы вовремя сдать первую очередь дороги.
Отсутствие конкуренции в тендерах Росавтодора Николай Скворцов объяснил тем, что дорожные работы – рынок спокойный, всех его участников ситуация устраивает и никто не хочет ни с кем ссориться.
– Договариваются между собой, скорее всего. Какие-то сговоры проходят. Кроме того, техзадания сложные и жесткие. Многие даже не рискуют. И отсрочка оплаты тоже не всем позволяет выживать, – заключил эксперт.