Группа талантливых художников Балаково искала свои пути выхода в народ

Великие русские художники-передвижники XIX века ездили по России, пропагандируя изобразительное искусство среди населения. А уже в 70-х годах века прошлого в Балаково большая группа талантливых художников тоже искала свои пути выхода в народ. Выставки проводились здесь крайне редко. Да и проводить их было негде. Но выходить в люди всё-таки пытались, используя самые разные площадки и возможности.
Геннадий Голобоков, к примеру, до того как стать широкоизвестным художником-фантастом по космосу, писал свои первые картины по принципу реализма – портреты друзей, родных и близких людей, подмечал изменения в жизни. Так появились такие полотна, как «Строители пришли», «Рождение моря». Город Балаково принимал одну за другой ударные комсомольские стройки. Его работы показывали в школах, в кинотеатрах перед киносеансами.
Николай Шаруев, главный запевала той славной плеяды, выставлял свои картины перед строителями почти на всех объектах, начиная с котлована Саратовской ГЭС и кончая пуском атомной электростанции, во дворцах культуры. Но ведь он писал на холстах не только стройки. И сегодня мы видим его пейзажи, полные красок, волжского раздолья и степной широты. Николай Сергеевич был щедрым человеком. Всю жизнь писал этюды и часто дарил их людям.
Валерий Кузнецов нашёл своим работам тёплый приём в музее истории города, где долгое время была его постоянная выставка. Он бывал во многих школах, а одной их них даже подарил 30 этюдов. Известный в Балаково искусствовед Анатолий Горстка организовал в 1983 году выставку Валерия Кузнецова в одном из древнейших городов Поволжья Угличе, который уже имел свою картинную галерею. Он назвал тогда нашего земляка одним из самых интересных художников бурно растущего города Балаково. А вот как он отозвался о его картине «Астры»:
«…Трудно что-либо сказать, не поддавшись её очарованию. По-осеннему яркое, но не горячее солнце через открытое настежь окно врывается в комнату и преображает всё в мир поразительной цветовой гармонии. Вспыхивают блики на глянце подоконника, пересечённого жестковатыми по контуру тенями, радушно искрится в банке вода, в которой стоят цветы, прежде чем окончательно увянуть, в последний раз вбирают в себя живительный солнечный свет, который пронизывает и растворяет их. Какой нужно иметь заряд сердечной ясности и душевной бодрости, чтобы написать такую работу!».
Хорошо известная многим учитель Л.П. Пазина одно время возглавляла отдел культуры. Она видела и понимала – да, помощь местным художникам необходима: город быстро рос, открывались библиотеки, клубы и дворцы культуры, и всё это требовало обновления культурной программы. Но где провести ту же выставку художников, сразу и не придумаешь. Людмила Павловна тогда многое успела сделать за короткое время, прежде чем возвратиться в педагогику. Под её началом прошла в ДК строителей по существу первая выставка в истории города периода больших ударных строек. Было представлено более 150 работ почти тридцати живописцев, графиков, скульпторов.
С большим успехом прошла выставка Сергея Серова в филиале художественного музея имени Радищева. Директор филиала Н.А. Шконда называла её лучшей по тем временам, хотя через филиал прошли многие местные художники. Та выставка продолжалась почти полгода и стала настоящим центром культурного притяжения. Накануне открытия доцент кафедры Балаковского института техники, технологии и управления Л.Р. Миролюбова выступила со статьёй в газете, дала высокую оценку творчеству Сергея Серова. Она увидела в его работах обострённое чувство цвета. Николай Шаруев говорил на открытии: «Наш общий друг Серёжа живёт среди нас, знаем его, характер он имеет свой, но скажу откровенно: в красках наш друг будет посильнее многих из нас».
Сергей Серов, знаю по себе, дружил с журналистами, часто заходил в нашу редакцию, в основном к редактору Владимиру Дмитриевичу Делашинскому. Оба они из Хвалынска – родного гнезда Сергея.
Серов после окончания факультета художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института активно сотрудничал с Приволжским книжным издательством в Саратове. Он оформил более 30 изданий художественной литературы, в том числе «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.
Оформление книг было успешным, но не единственным делом. Члена Союза художников России Сергея Серова уже тогда многие специалисты считали и продолжают считать и сегодня мастером Большой картины как в прямом, так и в переносном смысле. Самые разные моменты в жизни народа он не только видел и понимал, но и глубоко осмысливал и обобщал.
Здесь следует сказать также, что местные художники с облегчением вздохнули, когда в 1997 году открылся Городской выставочный зал. Не каждый областной центр имеет такое специализированное помещение. Здесь прошли сотни выставок, творческих встреч, редкий балаковец не бывал здесь хотя бы однажды.
Анатолий ЛУШНИКОВ