Истории о балаковцахНовости Балаково

Группа талантливых художников Балаково искала свои пути выхода в народ

Великие русские художники-передвижники XIX века ездили по России, пропагандируя изобразительное искусство среди населения. А уже в 70-х годах века прошлого в Балаково большая группа талантливых художников тоже искала свои пути выхода в народ. Выставки проводились здесь крайне редко. Да и проводить их было негде. Но выходить в люди всё-таки пытались, используя самые разные площадки и возможности.

Геннадий Голобоков, к примеру, до того как стать широкоизвестным художником-фантастом по космосу, писал свои первые картины по принципу реализма – портреты друзей, родных и близких людей, подмечал изменения в жизни. Так появились такие полотна, как «Строители пришли», «Рождение моря». Город Балаково принимал одну за другой ударные комсомольские стройки. Его работы показывали в школах, в кинотеатрах перед киносеансами.

Николай Шаруев, главный запевала той славной плеяды, выставлял свои картины перед строителями почти на всех объектах, начиная с котлована Саратовской ГЭС и кончая пуском атомной электростанции, во дворцах культуры. Но ведь он писал на холстах не только стройки. И сегодня мы видим его пейзажи, полные красок, волжского раздолья и степной широты. Николай Сергеевич был щедрым человеком. Всю жизнь писал этюды и часто дарил их людям.

Валерий Кузнецов нашёл своим работам тёплый приём в музее истории города, где долгое время была его постоянная выставка. Он бывал во многих школах, а одной их них даже подарил 30 этюдов. Известный в Балаково искусствовед Анатолий Горстка организовал в 1983 году выставку Валерия Кузнецова в одном из древнейших городов Поволжья Угличе, который уже имел свою картинную галерею. Он назвал тогда нашего земляка одним из самых интересных художников бурно растущего города Балаково. А вот как он отозвался о его картине «Астры»:

«…Трудно что-либо сказать, не поддавшись её очарованию. По-осеннему яркое, но не горячее солнце через открытое настежь окно врывается в комнату и преображает всё в мир поразительной цветовой гармонии. Вспыхивают блики на глянце подоконника, пересечённого жестковатыми по контуру тенями, радушно искрится в банке вода, в которой стоят цветы, прежде чем окончательно увянуть, в последний раз вбирают в себя живительный солнечный свет, который пронизывает и растворяет их. Какой нужно иметь заряд сердечной ясности и душевной бодрости, чтобы написать такую работу!».

Хорошо известная многим учитель Л.П. Пазина одно время возглавляла отдел культуры. Она видела и понимала – да, помощь местным художникам необходима: город быстро рос, открывались библиотеки, клубы и дворцы культуры, и всё это требовало обновления культурной программы. Но где провести ту же выставку художников, сразу и не придумаешь. Людмила Павловна тогда многое успела сделать за короткое время, прежде чем возвратиться в педагогику. Под её началом прошла в ДК строителей по существу первая выставка в истории города периода больших ударных строек. Было представлено более 150 работ почти тридцати живописцев, графиков, скульпторов.

С большим успехом прошла выставка Сергея Серова в филиале художественного музея имени Радищева. Директор филиала Н.А. Шконда называла её лучшей по тем временам, хотя через филиал прошли многие местные художники. Та выставка продолжалась почти полгода и стала настоящим центром культурного притяжения. Накануне открытия доцент кафедры Балаковского института техники, технологии и управления Л.Р. Миролюбова выступила со статьёй в газете, дала высокую оценку творчеству Сергея Серова. Она увидела в его работах обострённое чувство цвета. Николай Шаруев говорил на открытии: «Наш общий друг Серёжа живёт среди нас, знаем его, характер он имеет свой, но скажу откровенно: в красках наш друг будет посильнее многих из нас».

Сергей Серов, знаю по себе, дружил с журналистами, часто заходил в нашу редакцию, в основном к редактору Владимиру Дмитриевичу Делашинскому. Оба они из Хвалынска – родного гнезда Сергея.

Серов после окончания факультета художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института активно сотрудничал с Приволжским книжным издательством в Саратове. Он оформил более 30 изданий художественной литературы, в том числе «Золотой телёнок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Оформление книг было успешным, но не единственным делом. Члена Союза художников России Сергея Серова уже тогда многие специалисты считали и продолжают считать и сегодня мастером Большой картины как в прямом, так и в переносном смысле. Самые разные моменты в жизни народа он не только видел и понимал, но и глубоко осмысливал и обобщал.

Здесь следует сказать также, что местные художники с облегчением вздохнули, когда в 1997 году открылся Городской выставочный зал. Не каждый областной центр имеет такое специализированное помещение. Здесь прошли сотни выставок, творческих встреч, редкий балаковец не бывал здесь хотя бы однажды.

Анатолий ЛУШНИКОВ

Back to top button