Истории о балаковцахНовости Балаково

Это был шок. Фронтовик плакал, как ребенок, когда сносили его дом в Балаково

В конце 50-х годов Балаково, небольшой провинциальный городок на Волге, жил своей размеренной, по-сельски тихой жизнью. Тем временем в нашей стране начинали набирать обороты Всесоюзные ударные комсомольские стройки, которые не обошли стороной и наш город.

Для многих жителей Балаково строительство одного из объектов – Саратовской ГЭС – стало просто шоком. Особенно когда требовалось потесниться старому городу и дать место для строительства многоэтажных домов для прибывших на стройку века строителям: монтажникам, химикам и энергетикам.

Именно в то время под снос попали дома балаковцев, которые находились на стыке запланированного нового города со старым. Причем в начале 60-х сносили уже не единицы, а десятки частных домов и строений. Вместе с домами уничтожались сады, русские бани и сараи.

Вот тогда-то среди коренного населения Балаково и возникли недовольства. Не каждый частник хотел отдать под бульдозер свой дом, который когда-то он или его родители построили своими руками.

Особо защищали свои личные подворья пришедшие с войны и тогда не считавшиеся ветеранами рядовые Советской армии.

По поручению редакции мне пришлось общаться с этими людьми. Хорошо помню один уютный домик на два окна в районе будущей ГЭС. Там жила пожилая пара. Муж – участник Великой Отечественной. Мужчина внешне впечатлял: высокий, по-военному собранный и хорошо знающий законы.

Его дом был самым добротным на улице Почтовая. Отдать его под гусеницы бульдозера, конечно, было жаль. Тем более, как объяснил хозяин, в этом доме жили когда-то его родители. Он здесь вырос. Расставаться с семейным гнездом он не собирался.

Поэтому он приготовил охотничье ружье. Разрешение на него он имел. Но использовать грозился явно не по назначению.

Когда я пришла к этим людям в гости для интервью, меня встретили очень нелюбезно. Тогда, чтобы войти в контакт, пришлось рассказать о себе. Узнав, из какой я семьи (а она в ту пору была хорошо известна местным жителям) хозяева дали согласие на общение со мной.

Меня сразу стали поить чаем. За ним и велись наши разговоры. Много чего я тогда наслушалась в адрес наших властей. И когда кончились все упреки, я поведала этим пожилым людям о том, как страдают малые дети, живя на квартирах или в буквально разбитых балаковских сараях – тогда это было самое востребованное жилье для строителей. А местные жители буквально драли за это «жилье» с прибывших немалые деньги.

Имея на руках информацию, что именно этой семье на этом же месте, где их дом, планируют выделить благоустроенную квартиру, я начала свои уговоры. Получилось. С большим трудом, но я смогла убедить этих людей переселиться. Потом, чуть позже, я была приглашена к ним на новоселье.

А вот еще один случай скандального переселения. Тоже фронтовик, тоже настроен был решительно. И пришлось идти разговаривать. Но здесь семья меня приняла с большой радостью. В моем лице они, конечно, ждали поддержку в сохранении своего старого жилища. Но я не могла ее оказать. Знала, что на месте, где находится их дом, уже запроектировано строительство первой в городе девятиэтажки.

Взвесив свои возможности, я обратила внимание главы семейства на его картины – а ими, вместо ковров, в доме были увешены все стены. На полотнах маслом художник изобразил эпизоды битв за Сталинград. Не кривя душой, я заверила, что картины профессиональные: очень достоверно переданы изображения сражений. Но профессиональным художником хозяин дома не был.

Я не скрывала своего восхищения по поводу полотен. И это людям было по нраву. А еще я тогда пообещала организовать в клубе стройки выставку работ этого человека. Вот это его и подкупило. Сразу скажу: я сдержала свое слово. А участник Великой Отечественной потом нашел пути соприкосновения с руководителями города и спокойно освободил свой дом под новую стройку. Но мне соседи по секрету говорили, что, когда пришел бульдозер для сноса дома, он, обняв жену плакал, как ребенок.

Таких примеров по сносу частных домов в Балаково было немало. Но самым громким стал скандал, когда собирались уничтожить дом ветерана чапаевской дивизии на улице Ленина. Тогда за дом этого известного в городе человека старожилы Балаково стали стеной.

Очень не просто было уговорить возмущенных людей пойти на согласие с властью. Этот знаменитый дом еще долго стоял памятником в окружении многоэтажек. И только когда ветерана Гражданской войны не стало, дом снесли.

Этот дом с его зеленными ставнями и сейчас стоит у меня в глазах. И я до сих пор помню вкус яблок, которыми нас, детей, угощал этот ветеран с шикарной бородой.

Ольга БУЛГАКОВА

Back to top button