Как скандал на всю губернию превратился в пшик, или История трапецевидного футбольного поля
Еще недавно местные и региональные СМИ муссировали скандал, развернувшийся вокруг продажи пустыря возле СОШ №10 города Балаково, который почему-то окрестили «футбольным полем». Муссировали, смаковали, а после решения Верховного суда РФ по этому «уголовному» делу все вдруг разом умолкли…
Злополучный пустырь
Скажем сразу, что вышеозначенный пустырь, напоминавший на кадастровых картах трапецию, ни по форме, ни по размеру в футбольное поле ну никак не вписывался. Таких футбольных поль (как говаривал незабвенный Алексей Иванович Саурин), в Балаково пруд пруди: хоть квадратных, хоть треугольных, попадаются даже почти идеально круглые. Впрочем, не в этом дело.
Пустырь этот возле 10-й школы уже давно был невостребованным и почти заброшенным, поэтому ухаживать за ним для руководства школы было весьма проблематично. Поэтому так радовалась директор школы (и это свое радостное мнение она высказывала даже на местном политсовете нашей правящей партии) тому, что теперь не нужно тратить ни сил, ни средств на бессмысленный покос травы на пустыре и на ее уборку! А радовалась потому, что муниципалитет решил вывести этот пустырь из состава школьных земель и продать под застройку жилыми домами. Сказано – сделано: вывел и продал. Однако пустырь этот оказался бомбой замедленного действия.
Ах, если бы политика не лезла в экономику, а экономика не зависела от политики, жить, наверное, всем было бы гораздо проще. К сожалению, такое невозможно. А еще в качестве отступления – помнится, наш знаменитый земляк, председатель Госдумы, Вячеслав Викторович Володин, комментируя одно из думовских дел, сказал: «Проблемы нужно решать только в правовом поле. Пока одна сторона обвиняет другую, назначать виноватых без разбирательства было бы неправильно».
Так вот, продажу этого злополучного пустыря информационные порталы и даже средства массовой информации через некоторое время с подачи фигур политических посчитали незаконной, а участников сего дела (почему-то выборочно), заклеймили позором. Причем сначала совершенно бездоказательно, по собственному объявлению, а потом – опираясь на решение балаковского суда.
На «Берлин»!
Все началось после выборов осенью 2017 года, когда балаковцы дружно проголосовали за бывшего в тот момент главой БМР Ивана Чепрасова, выдвинувшегося в Саратовскую областную думу, а «Единая Россия» под предводительством депутата Государственной Думы Николая Панкова не нашла поддержки у очень многих балаковцев. Злые языки тут же заговорили о том, что Панков «провалил» выборы единороссов в Балаково, но на то они и злые языки, чтобы врать: выборы, конечно, были провалены, но не Панковым, а его предвыборным штабом. Члены этого замечательного штаба, проживая в фешенебельных апартаментах гостиницы «Салют», судя по всему, предпочли бороться не за голоса избирателей для «Единой России», а решили идти на «Берлин», то есть в питейное заведение, расположенное неподалеку от гостиницы. Поговаривают, что они принесли немалую прибыль владельцам-единороссам заведения, радуясь за гостеприимными столиками «Берлина» предстоящей победе их однопартийцев. Но известно ведь, что при испытании особой радости у людей очень сильно смещаются смысловые и поведенческие акценты. Так и здесь: пиаря во время предвыборной кампании направо и налево Николая Васильевича, веселый штаб оказал Панкову медвежью услугу. Во-первых, балаковцам от имени Панкова было наобещано столько, сколько воплотить в жизнь здесь и сейчас просто-напросто нереально. И теперь люди ждут исполнения обещаний, требуют Панкова «на ковер», а ему это надо? Ну а, во-вторых, создав образ всерешающего, всепрощающего, справедливейшего Николая Васильевича, развеселый предвыборный штаб госдепа не удосужился связать его образ с «Единой Россией». Даже не обратился от имени Панкова к народу, типа «партия и Панков – близнецы-братья: если хотите Панкова – голосуйте за партию». В результате люди пошли на выборы голосовать за Панкова и, не найдя его имени в бюллетенях, сделали свои выводы.
Ну и вот, заговорили злые языки: единороссы недобрали голосов, наверное, что-то будет, что-то за этим грядет… Однако вскоре о провале замолчали, потому что заговорили о другом.
Про водку, баб, пустырь и футбол
В это время с поста главы БМР в облдуму ушел Иван Чепрасов, его готовился заменить первый зам главы администрации БМР Дмитрий Поперечнев, но вдруг откуда ни возьмись на посту и.о. главы БМР появился… Александр Соловьев, служивший в областном правительстве заместителем председателя, министром сельского хозяйства и по совместительству курировавший Балаковский район. Александр Александрович служил как все, особыми подвигами не отличался и прославился на этой службе попыткой получить ученую степень с помощью диссертации, которую забраковали из-за большой части плагиата. Появление Александра Соловьева в Балаково сопровождалось депутатом Госдумы Николаем Панковым и созданным из ничего громким скандалом в отношении Поперечнева «про водку и баб». Но это, конечно, другая история для другой публикации, а данной статьи она касается только в части «заговорили о другом», то есть в политических кругах стали на все лады смаковать не провал команды Панкова, а скандал с Поперечневым. А там понеслось-поехало: начались крики об «уводе» школьных земель в частные руки. Под школьными землями подразумевался и тот самый пустырь, названный для пущей важности футбольным полем, который якобы был «неимоверно востребован», а сам «увод», по мнению кричавших, был противозаконным и сопровождался, конечно же, личной выгодой, а как же иначе? Правда, о том, что гараж на злополучном пустыре, который давал право преимущественного выкупа его владельцу расположенной рядом земли, был продан с аукциона, в котором принимали участие 6(!) человек, включая представителя Соловьевых, – говорить и писать почему-то не стали. А ведь выиграй этот представитель аукцион, картина бы с травлей сложилась бы по-иному. Но «увели», и все тут. И кричалось все это и писалось как-то не по-володински, бездоказательно, сначала даже без попытки решения вопроса в рамках правового поля, а потом как бы путем продавливания этого самого поля…
Что и говорить, тема для журналистов благодатная. Так и представляется картинка, где школьная футбольная команда пришла на свое любимое поле отыграться в футбол с командой из ребят постарше, а поля-то нет! Окружили его злые люди с собаками, обнесли бетонным забором. Хотя те же самые журналисты незадолго до этого писали о возможном закрытии 10-й школы вообще, вместе с «футбольным полем» в частности. Поскольку школа была заполнена меньше, чем на 20 процентов, многие родители не хотели водить детей в эту школу, предпочитая более сильные учебные заведения, и рано или поздно, с школой что-то пришлось бы делать. Как, впрочем, и с пришкольным пустырем, так как земля пустует, трава на ней растет, жители жалуются, в общем, беда.
Занимательная геометрия
Не будем утверждать, но не исключено, что под нажимом политических тяжеловесов, вроде нашего уважаемого Николая Васильевича Панкова, и прокуратура города, и Балаковский районный суд решили тему «увода» пустыря поддержать. Прокуратура заявила о том, что собственник, который приобрел эту землю на основании того, что на ней находился его гараж, не нуждается в таком большом количестве земли, так как гараж маленький, а земля большая. То есть, по мнению прокуратуры, существует какая-то закономерность между площадью вашей или чьей-то недвижимости и площадью земли, занимаемой ею. Например, если ваш маленький домик в 50 квадратов находится на площади 20 гектаров, землю непременно надо урезать и привести в соответствие с площадью дома. По каким критериям? Неизвестно. Но эксперты, если что, могут подсказать (как подсказали балаковскому суду). Или вот, к примеру, если у вас огромная вилла, а землицы маловато – можно отрезать кусок земли у соседей и добавить вам – для пропорции. Такой вывод наша прокуратура тоже, наверное, может сделать, исходя из своей «железной» логики. И судебные органы, кстати, вслед за ней тоже, потому что и Балаковский районный суд, и апелляционная коллегия областного суда поддержала это и другие, более мелкие измышления прокуратуры (не будем утомлять ими читателей) и постановили: вернуть землю в муниципалитет, несмотря на то, что она была уже разделена на участки и продана другим людям, то есть теперь у нее оказалось несколько владельцев.
Свистопляска
Для лишенных земли собственников начались трудные времена, поскольку они уже вложили силы и средства в приобретенные ими участки, но пуще всего угнетало чувство страшной несправедливости. Ведь землю они приобрели законно, никаких футболистов с нее не гоняли, начали благоустраивать, и наверняка эта территория со временем стала бы симпатичным местом с красивыми домами и радовала глаз. И тут – на тебе, оказывается (как посчитал местный суд), они должны были проявить некую осмотрительность и разглядеть в продавце земли монстра-обманщика, а также, видимо, предугадать, что из-за низкого рейтинга «Единой России» на выборах в Балаково начнется такая свистопляска.
Но страдания бывших землевладельцев оказались цветочками по сравнению с тем, какая информационная и не только охота была объявлена в связи с этим на бывшую районную власть (вернее, на некоторых ее представителей). С партийных трибун, со страниц прикормленных СМИ и сайтов, на общественных заседаниях госдеп Панков не забывал всякий раз отметить тех «негодяев», которые посмели покуситься «на святое». Из партии единороссов были исключены: Александр Мурнин, бывший председатель земельного комитета – якобы за махинации, Мария Балашова, начальник отдела архитектуры – неизвестно за что. Кроме того, партийцы рекомендовали работодателям Дмитрия Поперечнева увольнять его со всех работ, на которые его принимают, а Николай Васильевич Панков вдруг стал красноречивее своего тезки Гоголя в плане клеймения Поперечнева позором (это тоже тема для отдельной публикации).
Замешательство Александра Борисовича
Не знаем, что, как, почему, но судьба вдруг повернулась навстречу униженным и оскорбленным. Хотя, может, это и не судьба вовсе, а просто стали наводить порядок в судебной системе? Так или иначе, но Верховный суд Российской Федерации принял к рассмотрению «футбольное дело неосмотрительных преступников» – и рассмотрел его. Судебная коллегия Верховного суда установила все обстоятельства и категорически не согласилась с выводами своих коллег из Балаково и Саратова, а также с доводами прокурора.
Ох, говорят, краснел и бледнел юрист правового отдела администрации БМР Александр Борисович Решетников, бывший, кстати, прокурор, супруга которого, честнейшая Татьяна Владимировна, является председателем Контрольно-счетной палаты БМР и по долгу своему служебному контролирует деятельность мужа как, впрочем, и всей администрации. Контролирует хорошо: общий супружеский доход по официальным данным за 2018 год – более 1 млн 600 тыс. рублей. А краснел и бледнел бывший прокурор потому, что судья Верховного суда спросила его, а с какой, собственно, целью, он в Верховный-то суд явился? Наверняка брал оплачиваемую командировку? Проезд и гостиница тоже не бесплатно? Что он может пояснить непосредственно по делу, когда стороны: представитель прокуратуры и незадачливые покупатели футбольного поля – тут, на месте, в Москве, и их более чем достаточно? Зачем же тратить казенные, то есть народные деньги на бесполезные путешествия?
А пуще всего краснел и бледнел Александр Борисович, когда судья Верховного суда спросила его: а что, мол, у вас, в Балаково, все живут по беспределу? Захотели – и отобрали частную собственность. И никакого вам закона, никакой логики. Молчал Александр Борисович, краснел и бледнел, и не мог объяснить суду свой интерес… Хотя не будем утверждать, может, это – слухи. А если не слухи, уверены: супруга его все проконтролирует и заставит вернуть напрасно потраченные деньги в бюджет БМР.
А как же люди?
Ну так вот, судебная коллегия Верховного суда подтвердила, что сделки по купле-продаже бывшей школьной земли были совершенно законными, и подвергать их законность сомнению не имеет никакого смысла. Что в доказательную базу предыдущими судами не были включены имеющие значение обстоятельства, а каких-либо объективных доказательств по некоторым моментам этой сложной сделки вообще предъявлено не было. Верховный суд также отметил, что все приобретатели земли являются добросовестными, а муниципалитет не имел права отбирать купленное имущество назад. В общем, коллегия Верховного суда целиком и полностью отменила апелляционное определение судебной коллегии Саратовского областного суда и направила дело туда же на новое рассмотрение.
Ну а дальше все просто: Саратовский областной суд, аккуратно переписав определение Верховного суда, по тем же основаниям отменил решение Балаковского районного суда, и оказалось, что все крики-вопли о незаконном изъятии «футбольных поль», все политические решения и оказываемое давление на правоохранительные органы, а также исключения из партии, увольнения и тому подобное – это всего лишь дутый мыльный пузырь, который – пшик – и лопнул.
Остались только люди, которых обливали грязью два года… Ну что люди, перед ними, судя по всему, ни партийцы, ни главы, ни политический гигант Николай Панков извиняться не собираются. А в партии восстанавливать? Но об этом решении Верховного суда в СМИ – в основном, молчок.
Михаил ШМЕЛЕВ