Лихие 90-е: как балаковских мужиков кодировали
У каждого человека свои странности и причуды. Я вот, к примеру, люблю перебирать и рассматривать старые визитки, коих у меня накопилось великое множество. За каждой такой визиткой стоят люди, с которыми когда-то довелось работать, дружить и просто общаться. Это своеобразный пласт жизни. Да что там пласт – целая эпоха!
Как привет из далеких 90-х, попалась на глаза визитка Валерия Александровича Голюкова, человека в те времена в нашем городе довольно известного. Помню, как он первый раз пришел к нам в редакцию и представился… колдуном России. На мой удивленный взгляд ответил: «Ну не Америки же!». Я тут же предложила сделать с ним интервью – интересно, колдун всё же! Это вам не какой-нибудь слесарь дядя Вася из соседнего подъезда. Однако мое предложение Валерия Александровича отнюдь не заинтересовало. Я-то подумала, что он пришел рекламу в газету давать, но, как выяснилось, Голюков в ней не нуждался. «Да машину мне надо продать…» – как-то уж совсем буднично, без каких-либо колдовских прибабахов сказал он. Это придало мне уверенности, и я напросилась к нему на приём, посмотреть, как он работает. Немного подумав, Валерий Александрович согласился: «Да приходите!»
И вот я на втором этаже Дворца культуры строителей (ныне ТЮЗа), где возле одного из кабинетов выстроилась огромная очередь. Показав загудевшей было толпе свое редакционное удостоверение, постучалась в дверь и вошла. Голюков как раз готовился к приёму посетителей – отложил в сторону модный по тем временам дипломат, предварительно достав из него пачку дорогих сигарет, свечи и какие-то магические атрибуты. Снял кожаный пиджак и облачился в тёмный велюровый халат. При этом под мышкой слева я заметила у него кобуру с травматическим пистолетом, что привело меня в некоторое замешательство:
– Зачем это вам?
– Да на всякий случай, – усмехнулся он. – Народ всякий бывает, может наркоман какой-нибудь заявиться, тут уж никакие заклинания не помогут. А травмат для острастки – самое то!
В дверь неожиданно постучали, и в кабинет вошёл какой-то мужчина. Я почему-то решила, что это начальствующий субъект. И не ошиблась. Как оказалось, мастер участка одного из промышленных предприятий города пришел договариваться с Голюковым насчёт кодировки от пьянства своих рабочих.
– Веришь, Александрыч, полбригады спивается! Работа стоит! Надо что-то делать!
– Сделаем! – заверил Голюков.
И ведь не обманул. Делал, кодировал балаковских мужиков от пьянства. Перед каждым сеансом заводил с ними разговор по душам, объясняя это тем, что «прежде, чем кодировать, нужно узнать природу пьянства, ведь не просто же так человек пьёт». Многие делились с ним самым сокровенным, а он предлагал им на выбор способы кодировки. В основном, это были психологические приёмы. К «химии» не прибегал. Травки там всякие – да, использовал. А еще заклинания, которым научился от шаманов (с ними он когда-то жил на Алтае). Сам мог ходить по раскалённым углям. Этому он тоже у шаманов научился. Да много ещё чему.
Помню, как я однажды привела к нему своего дальнего родственника. Наш путь оказался очень долгим, потому что его в буквальном смысле приходилось оттаскивать от каждого пивного ларька. И каково же было моё удивление, когда родственник вышел от Голюкова совершенно другим человеком, с ясным, трезвым взглядом. Извинился за своё поведение и буквально помчался к своей семье, которую уже не видел недели две.
Некоторые из закодированных В.А. Голюковым балаковцев до сих пор не пьют и вспоминают его добрым словом. А скольким семьям он не дал распасться, скольких вылечил от мигрени, заикания, энуреза. Многие наши читатели до сих пор звонят мне с просьбой дать его телефон. Но, увы… Валерия Александровича не стало. Он не дожил и до 60. Но осталась память о нём…
Лично мне он запомнился простым, совершенно земным, но наделённым особенными способностями человеком. Как он однажды заметил, эти способности есть у каждого, но надо только их вовремя заметить и развивать. Мы подружились, общались по телефону, он частенько заглядывал к нам в редакцию.
Не могу удержаться от его высказывания, произнесённого в одном из интервью. Помню, приближался очередной новый год, и я по традиции спросила его, что бы он пожелал простым людям в наше непростое время. Ответ удивил: «Нужно стать непростыми и почаще напоминать о себе своими справедливыми требованиями народным избранникам. И ещё – помнить о существовании кары. Кары за обжорство, насилие, разврат, совершение тяжких преступлений, которая чревата самыми непредсказуемыми последствиями…»
Ольга КАДАЕВА