НовостиНовости БалаковоНовости РоссииСобытияСтатьи

Караман ответила на «канализационные» вопросы Панкова

Недавно госдеп Николай Панков в своем телеграм-канале «Пара слов» озадачился проблемой завышенных тарифов на водоотведение для предпринимателей в Саратовской области.

«Добавили платеж за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов», – заявил Панков и посетовал, что предприниматели итак загибаются, им бы плечо подставить, а не решать за их счет чьи-то корыстные вопросы. А также задался другим «канализационным» вопросом: «Необходимо разобраться, кому выгодно таким образом наживаться на предпринимательстве?»

За ответами на «канализационные» вопросы Панкова мы обратились к известной правозащитнице Наталье Караман.

– Наталья Леонидовна, что это за новый «канализационный» платеж?

– В конце прошлого года почти все хозяйствующие субъекты получили новый вид платежей за негативное воздействие на работу централизованной канализационной системы. Благая цель данного платежа должна заключаться в аккумулировании и использовании средств на осуществление мероприятий по строительству новых, реконструкции, модернизации существующих объектов централизованных систем водоотведения.

– Но почему надо платить за негативное воздействие на канализационные трубы, если в тарифе за водоотведение уже учтены затраты на проведение их капитальных и текущих ремонтов?

– Совершенно правильно: принцип возвратности в тарифе соблюден. Поэтому данный платеж так хитро назван! Хотя по смыслу его наименования и по существу плата за негативное воздействие на работу централизованной системы – это и есть плата за воздействие на имущество, т.е. на те же самые сети канализации, которая должна быть направлена на их восстановление. Такое положение вещей может поставить вопрос о задвоенности платежей за одну и ту же услугу.

Об общих знаний о канализационных трубах можно прочитать в интернете, что срок их службы зависит не только от прочности трубы, но и от других особенностей, например, срока их эксплуатации в системе без замены отдельных участков и без чистки и ремонта. Канализационные трубы могут исправно прослужить в среднем от 60 до 80 лет при условии, что их правильно эксплуатируют и проводят периодическую чистку. Получается, что при должном содержании канализационной системы срок ее службы очень значителен.

– А причем здесь тогда негативное воздействие на канализационную систему?

– Канализационная система априори должна принимать стоки, и она именно для   этого предназначена. Какое воздействие на канализационные трубы может быть, если стоки подвержены непрерывному движению?

Но практически все водоканалы заявляют об изношенности коммуникаций и называют страшные цифры в районе 90 процентов. Возникает справедливый вопрос: сколько же километров централизованной канализационной системы за последний период их хозяйствования было отремонтировано в объемах тарифа закладываемой потребности? Достаточны ли эти объемы?

Например, МУП «Балаково-Водоканал» на своем сайте разместил информацию о финансовых результатах, и за период 2011–2019 годы его выручка составила 4,336 млрд рублей, в том числе нераспределенная прибыль 250,536 млн рублей. Выручка за тот же период МУП «Энгельс-Водоканал» составила  3,682 млрд рублей, в том числе нераспределенная прибыль 147,829 млн рублей. Полагаю, что данных средств вполне хватило бы на осуществление хоть каких-то мероприятий по строительству либо новых, либо реконструкции или модернизации существующих объектов централизованных систем водоотведения, в состав которых входят и очистные сооружения. Однако таких результатов не наблюдается. Так куда же тогда направляются финансовые потоки народных предприятий? Куда девается нераспределенная прибыль? Кто за этим следит?

– Откуда же взялся этот платеж? Не придумали же его сами работники водоканалов?

– 3 июня прошлого года Постановлением Правительства РФ  от 22.05.2020 № 728 внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 № 644, и с указанной даты абоненты, у которых среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее 30 куб. метров в сутки должны  вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере половины стоимости  услуг за водоотведение.

Вот так скромно и со вкусом. Если раньше такую плату вносили  абоненты, у которых по результатам отбора проб обнаруживалось превышение над допустимыми показателями загрязнения сточных вод, а также абоненты, которые занимались потенциально вредными для водоотведения видами деятельности: химические производства, предприятия общественного питания и т.п., то теперь с легкой руки российского правительства под раздачу попали практически все бюджетные учреждения и иные организации, т.е. больницы, школы, детские сады, мелкие офисы и другие.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что все абоненты, с чьих объектов отбор проб невозможен по объективным причинам, исходя из конструктивных особенностей, обязаны производить ресурсонабжающей организации плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения с применением коэффициента компенсации 0,5 от потребляемого объёма воды по счётчикам.

– Получается, по постановлению правительства балаковский водоканал правильно начисляет новый платеж?

– Балаково-Водоканал не имеет собственного водовыпуска сточных вод, в связи с чем не является водопользователем, потому что не сбрасывает сточные воды в водные объекты. Все сточные воды, принимаемые от своих абонентов, сбрасываются в водоотводящий канал третьих лиц (озеро Моховое и сбросной канал).  Тогда почему для Балаково-Водоканала  нормативы сточных вод не установлены? Почему предприятие до сих пор не заключается договор аренды канала для транспортировки сточных вод? Кому это выгодно? Ведь явно в целях реконструкции и модернизации существующих объектов централизованной системы водоотведения гораздо проще было бы принять участие в различных федеральных программах при наличии полного цикла системы водоотведения, т.е. и сбора стоков в Волгу. Получается, что Балаково-Водоканал, имея очистные сооружения, не доводит сбрасываемые стоки до нормативных значений, поскольку они не установлены. В свою очередь транспортировка этих стоков осуществляется по имущественному комплексу сторонней организации. Как известно ни озеро Моховое, ни сбросной канал не оснащены технологическими возможностями и техническими средствами очистки транспортируемой воды. Канал так и называется: самотечный – и очистка сточных вод производится природным путем, исходя из возможностей окружающей среды.

Существующая система работы водопроводно-канализационного хозяйства в таком виде нарушает баланс интересов как предприятий-абонентов водоканала, возлагая на них излишнюю финансовую нагрузку, так и населения, не достигает целей и задач очищения сточных вод, не обеспечивает недопущения сброса загрязняющих веществ в водные объекты, а равно и восстановления централизованной системы водоотведения. Аккумулирование собираемых платежей и уменьшение затрат на их объемы при тарифном регулировании не даст нужного эффекта. Это плата в никуда. Только федеральные программы с надлежащим контролем их реализации способны решить проблему модернизации коммунальных систем, состояние которых в жутчайшем упадке.

– Так от кого же ждать реализации мероприятий по строительству либо реконструкции или модернизации существующих объектов централизованных систем водоотведения?

– Интересно ответить еще на такие вопросы: Кто ответит перед населением за ненадлежащее состояние централизованной канализационной системы водоотведения? Кто довел их до 90 процентов износа? Насколько законны сегодня выставляемые «новые» платежные квитанции организациям за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения? Кто даст оценку обоснованности вводимого платежа, если канализационная система априори должна принимать стоки, и именно она для этого предназначена с учетом долголетних сроков службы и если закладываемый тариф на водоотведение учитывает объемы восстановительных работ системы в целом?

Ну это же неправильное решение – возлагать на население вопросы формирования финансовых источников на осуществление мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоотведения. Это же безбожно, поскольку невозможно возлагать на плечи населения под всякими соусами все функции государства.

К. ФАГОТ

Back to top button