НовостиСтатьи

Максим Потапов: Если бы я оставил театр

В Балаково прошёл слух, что художественный руководитель и режиссёр Балаковского ТЮЗа им. Е.А. Лебедева Максим Потапов приглашён в один из  театров столицы на постановку спектакля. Готовится или нет Максим Анатольевич к переезду в Москву?  – с этого вопроса и началась наша с ним беседа о Балаковском театре, его настоящем и будущем.      

– Я действительно был приглашён  в Москву на обучение в рамках программы «Территория культуры Росатома» в сотрудничестве с Государственным театром наций, всего на несколько дней. В рамках программы должны были быть встречи с Евгением Мироновым, с Константином Райкиным; должны были быть просмотры спектаклей и семинарские занятия.

Не знаю, откуда люди узнали о втором слухе – постановке спектакля. Меня действительно пригласили на постановку одного материала. Не могу сказать, что это лёгкий материал. Я над ним всё ещё думаю, и ответ нужно будет дать после 20 июня. И как раз об этой работе должны были пройти переговоры в Москве.

Не буду оглашать название театра, в котором мне предложили ставить спектакль. У нас есть актёрско-режиссёрское понятие: «Вдруг сорвётся». Поэтому я пока оставлю это в тайне до тех пор, пока не дам своё согласие. Хотя, конечно, мне очень льстит такой слух. Но из-за ограничений, введённых в Москве в связи с новой волной пандемии, поездка отложилась.

– Шестой театральный сезон в Балаковском ТЮЗе им. Е.А. Лебедева закрыт. Каким он был для театра и для вас лично? Успешным или не очень? Что смогли сделать вопреки коронавирусным обстоятельствам, о чём  сожалеете? 

– VI театральный сезон открылся после ограничительных мер внезапно. 13 января 2021 года вышел указ губернатора Саратовской области, что учреждения культуры могут принимать зрителей при условии до 30% наполняемости зала. А уже через четыре дня, 17 января, мы показали два спектакля: сказку «Поди туда, не знаю куда» и премьеру  спектакля «Счастье моё» на новой малой сцене тетра. Мы готовили спектакль на малой сцене ещё в 2020 году к празднованию 75-летия Победы и смогли открыть им новый  постпандемийный сезон, подарив городу новую театральную площадку.

– Чему научил локдаун? 

– Мы очень рады, что театр наконец встретился со зрителем. Потому что я считаю и буду считать всегда, что этих «живых» встреч ничто не заменит. Какие бы мы ни делали вещи, какие бы ни сочиняли программы онлайн, ничто не заменит встречи один на один со зрителем и его аплодисментов.

Хочется отметить, что 14 января мы объявили, что открываемся, и в день открытия касс у нас была огромная очередь. Как люди хотели попасть в театр! Эти коронавирусные обстоятельства помогли нам увидеть и почувствовать, как люди бежали и покупали билеты. Конечно, это бальзам на душу.

Билеты раскупались и до сих пор раскупаются очень быстро, до закрытия продаж. Мы даже не могли продавать билеты онлайн на малую сцену, потому что зрители очень быстро раскупали билеты, и нужно было учесть много нюансов, чтобы сохранять дистанцию. Было тяжело, но в течение двух месяцев мы к этому привыкли и выработали свою стратегию.

Хороший плюс локдауна: теперь люди, когда видят афишу, бегут покупать билеты, потому что прекрасно понимают – в связи с новой рассадкой (до 50% наполняемости зрительного зала) билетов может не остаться.

– Обозначьте театральные победы в шестом сезоне, ведь, несмотря ни на что, они были.

– Побед было много! В рамках федеральной программы «Культура малых городов. Поддержка деятельности театров с населением до 300 тыс. человек» мы показали два спектакля: «Счастье моё» и «Салтан».

Также мы открыли малый зал. Мы поставили в нём ещё один спектакль – «Помни, что надо меня забыть». Его хорошо приняли зрители, и на него тоже невозможно достать билеты.

Форма общения со зрителем в малом зале, где зритель находится рядом с артистами, тоже вызвала определённый резонанс в городе. Люди хотят посмотреть спектакль на малой сцене, потому что там совсем другие отношения с публикой.

В этом году мы замахнулись на большой спектакль «Полианна» в очень сложном жанре – детско-взросло-юношеской драматургии. Никто не выходил равнодушным.

Одна из больших побед – в этом году мы вошли в ещё одну федеральную программу. Это был наш первый опыт участия в ней. Это программа Росконцерта «Большие гастроли».

Мы на неделю уезжали на гастроли в город Дмитров-град в Самарской области, где показывали свои лучшие спектакли как для детей, так и для взрослых. Это были полноценные гастроли, когда почти все цеха практически жили в театре, готовили артистам костюмы на утро, ставили рано утром свет… Это было сложно, но интересно. Это большая заслуга 2021 года, что мы вошли в эту программу. Надеюсь, и в следующем году мы войдём в эту программу и захватим другой, более известный город.

– Самая удачная, на ваш взгляд, постановка шестого сезона и самый неудачный, опять же на ваш взгляд, спектакль прошлого сезона.  

– На каждого зрителя есть большой спектакль. Все наши спектакли достойны того, чтобы их посмотрел каждый зритель в Балакове или других городах, где мы бываем с гастролями.

Что касается худшего спектакля, я могу назвать спектакль, который вызывает у меня сомнения, – «Театр-театр». Это единственный спектакль за всю мою жизнь, где зрители разделились на две равноправные половины: 50% зрителей вообще ничего не понимали, а 50% брались за животы и бились об кресла от смеха. Одни не понимали других, почему те смеются, ведь это казалось им несмешным. Неоднозначный спектакль. Для меня это был интересный жизненный опыт.

– Как идёт подготовка к новому театральному сезону? Это будет четвёртый этап участия театра в  федеральной программе развития театров малых городов России, какое театральное обновление будет проведено в рамках постановки новых программных спектаклей?  

– Мы продолжаем улучшать материально-техническую базу театра. В этом году для малой сцены закуплен светодиодный экран, закуплены видеокамеры, благодаря которым мы теперь можем полноценно снимать все спектакли, мы укомплектовываем студию звукозаписи театра.

И, конечно же, ставим два спектакля. Спектакль по классическому роману Ф.М. Достоевского «Идиот»  будет ставить режиссёр Александр Мальцев. Я считаю, что постановка должна получиться хорошей. Конечно, мы не поставим весь роман, ведь это большое произведение, будут отдельные сцены. Мы постараемся вдохновить зрителей прочесть роман. Такого серьёзного материала не было с момента постановки «Сомнамбулизма» в 2017 году. Надеемся, что «Идиот» тоже полюбится зрителям.

Вторым спектаклем будет сказка «Гуси-лебеди» – для наших юных и самых преданных зрителей. О чём я  всегда говорю, и чему всегда радуется душа. Когда мы открылись после ограничений, дети передавали цветы и шоколадки определённым героям спеклакля. Это было очень трепетно и дорого для нас. Именно ради этого внимания мы все работаем. Юные зрители ждут и хотят новых спектаклей, и мы должны их удивить и порадовать чем-то ещё.

– Возвращаясь к слуху о вашем переезде в Москву. Давайте представим, чисто гипотетически, что такая вероятность имеется. На кого бы вы тогда оставили театр? Говорят, незаменимых людей нет, и всё же?

– Всё в этом мире меняется, и возможно всё. Меняемся мы. Меняется мир. Но неизменными остаются театр, сцена, запах кулис и занавес... Неважно, в какой точке мира ты будешь находиться – в Балакове, Уссурийске, Мурманске, Воронеже, Питере или Москве, – театр всегда будет театром. И в каждом городе, выходя на сцену или ставя спектакль, встретишь зрителя, который будет приходить и аплодировать, с которым всегда будет происходить взаимообмен эмоциями. В этом и есть сила театра!

У нас на сегодняшний день очень крепкая и хорошая труппа. Для нас показатель, когда зрители спрашивают, кто играет того или иного героя, когда во время антракта зрители выходят и с интересом смотрят на фотографии актёров, – это уже о многом говорит.

И если бы я когда-то оставил театр… то преемником был бы я сам.

Валерия САМОЙЛОВА, «БВ»

Back to top button