Истории о балаковцахНовостиНовости БалаковоСпортСтатьи

Мечты и корни Александра Злобина из Кормежки

Наш земляк, Александр Злобин, житель села Кормежка, ныне военный пенсионер, является представителем  славной  офицерской профессии. Александр Иванович – заслуженный мастер спорта России по вертолетному спорту, абсолютный чемпион мира, 3-кратный чемпион СССР и 16-кратный чемпион России, судья международной категории по этому виду спорта.

Мечтаю летать…

Саша с детства бредил небом. В четвертом классе в школьном сочинении написал: «Мечтаю летать…». С тех пор в Кормежке его стали звать не иначе, как летчик.

И вот школа позади. Саша узнал, что в Саратове есть авиационный техникум. Подкупило парня в названии этого учебного заведения магическое слово «авиационный». Тогда он, сельский подросток, наивно полагал, что здесь сможет получить путевку в небо. И был сильно расстроен, когда после зачисления узнал, что техникум готовит не летчиков, а специалистов для работы в авиационной промышленности. И хотя будущая профессия полностью не отвечала его призванию, учебу он не оставил. Не мог Санька Злобин допустить, чтобы по деревне о нем пошла дурная слава: бросил учебу. Семья Злобиных на селе всегда была в особом почете. Отец, Иван Павлович, всю войну прошел, потом много работал, имел боевые, трудовые награды. Мать тоже уважали в колхозе за трудолюбие, добросовестность. Поэтому Александр с головой ушел в изучение конструкции летательных аппаратов, аэродинамики.

Кстати, эти знания ему очень даже пригодились в дальнейшей летной работе. Получив диплом о среднем техническом образовании, он становится курсантом Саратовского учебного авиационного центра имени Юрия Гагарина, который располагался в поселке Дубки под Саратовом. Там в ту пору готовили вертолетчиков для Вооруженных Сил СССР.

«Летное мастерство осваивал без отрыва от производства, работая слесарем-сборщиком на авиационном заводе, – рассказывает Александр Иванович. – По окончании учебы остался работать в аэроклубе инструктором. По заданию Генштаба мы готовили летный резерв для армии».

За время службы Злобин подготовил целую эскадрилью курсантов – 55 человек, 45 из которых прокладывали летные маршруты во время боевых действий в Афганистане.

Путевка в большой спорт

Александр Злобин внес достойную лепту в спортивную славу вертолетного спорта России. В 80-е годы развитию этого вида авиационного спорта уделялось особое значение. Большинство летчиков, успешно защищающих честь страны на чемпионатах СССР, международных соревнованиях, представляли аэроклубы Центрального Совета.

«В 1981 году на чемпионате мира по вертолетному спорту сборная Советского Союза потерпела сокрушительное поражение, заняв одно из последних мест в турнирной таблице, – вспоминает Злобин. – И тогда Генштаб армии принял решение: обновить ее состав. К тому времени наш летный экипаж, где пилотом был я, а штурманом Владимир Панарин, выполнил нормативы мастера спорта СССР. Это позволило нам войти в состав сборной команды страны. Напряженное было время, но интересное. Сборы, тренировки, учебные занятия, соревнования. По 5–7 месяцев в году приходилось жить вдали от дома, семьи».

И эти труды не прошли даром. В 1984 году на чемпионате СССР экипаж Злобин – Панарин завоевал первые золотые медали. Спустя два года на спартакиаде народов Советского Союза закрепил этот статус, став абсолютными чемпионами страны по вертолетному спорту. Победа послужила путевкой на участие в чемпионате мира. Он проходил во Франции. Во многом благодаря летному экипажу в составе летчика Александра Злобина и штурмана Владимира Панарина сборная команда СССР заняла второе почетное место.

Печально, но месяц назад Владимира Панарина не стало.  Пандемия не щадит даже таких сильных духом людей.

Спайка особой прочности

Главный звездный час для летчиков пробил в Англии на чемпионате мира в 1992году.

«В соревнованиях участвовали вертолетчики из 12 стран. Российская сборная, в состав которой входило 7 экипажей, была поставлена в особо незавидные условия, – рассказывает Злобин. – Мы выступами на вертолетах «Ми-2» конструкции 1962 года. По техническому вооружению, летательным характеристикам наши машины на порядок отставали от зарубежных летательных аппаратов, поэтому соперники были просто шокированы нашими результатами».

Несмотря ни на что российские вертолетчики стали лучшими из лучших, а Саратовский экипаж Злобина – Панарина – чемпионами мира. В первый же день соревнований летчики показали непревзойденный мастер-класс при выполнении упражнения «навигация».

«Это часовой перелет по заданному маршруту, при этом важно было прибыть к финишу с точностью до секунды, – поясняет Александр Иванович. – Сложность упражнения состояла в том, что все пояснения на маршрутном листе, на картах были написаны на английском языке, которым ни я, ни Панарин не владели. Помогла интуиция, умение штурмана ориентироваться на местности, высокая техника пилотирования, а главное – чувство локтя друг друга. Авиаторы не зря говорят: «Летчик – это душа самолета, его крылья, а штурман – мозг машины» Наша спайка оказалась особой прочности. Это и помогло нам победить».

Принято считать, что профессия летчика сопряжена с риском для жизни. Так ли это?

«Пожалуй, нигде на земле человеку не приходится вести столь напряженную, сложную работу, как пилоту в воздухе, – отвечает на это вопрос Злобин. – Этот труд требует огромной выдержки: как физической, так и моральной. За 21 год летной работы мне пять раз приходилось совершать вынужденные посадки при отказе одного из двигателей вертолета.

Помню, готовились к чемпионату мира в Англии на базе одного из аэроклубов Московской области. Во время тренировочного полета неожиданно заклинило левый двигатель. Кругом болото, да еще и туман окутал землю. Чудом удалось выбрать посадочную площадку, сесть на нее. Благо связь с авиабазой не была потеряна. К нам на «остров» были доставлены бортмеханики, запасные детали. Кстати пришлись палатка, теплая одежда. Апрель в том году выдался очень холодным. Трое суток мы «загорали» среди топи, но запустили двигатель и благополучно добрались до базы. В память об этом событии по сей день храню именные часы, подаренные адмиралом Егоровым, председателем ЦК ДОСААФ CCCР, за успешное завершение этого рискованного полета».

Я вернулся домой

«Есть одна у летчика мечта – высота. Самая заветная мечта…» Сейчас, когда летная карьера завершена, Александр Иванович не может не признать, что тоскует по штурвалу.

«Увижу в небе винтокрылую машину, сердце замирает. Во сне часто вижу себя в кабине вертолета…» – признается с волнением он.

Но всему свое время. Сегодня у майора запаса Александра Злобина и на земле работы хватает.

«Всегда хотел вернуться домой, в родную Кормежку, поселиться в родительском доме, – говорит он. – И вот я здесь и рад, что живу среди земляков, ведь здесь, на родной земле, мои корни».

Анна ЗАСОРИНА

Back to top button