НовостиНовости Балаково

Михаил Краснов: строили заводы в Балаково, несмотря ни на что

Сегодня – День строителя

Балаково считается единственным в стране городом пяти Всесоюзных ударных комсомольских  строек. Крупнейшие предприятия возводили обычные люди, неравнодушные к судьбе города. К таким относится и бывший строитель Михаил Николаевич Краснов. На его счету – строительство Саратовской ГЭС и химзавода.

Днем работа, вечером институт

Михаил Краснов в Балаково приехал из села Рахмановка Пугачёвского района, чтобы получить образование и начать работать. Поступил в Балаковский филиал Саратовского политехнического института, а после второго курса уже начал совмещать учёбу с работой.

– Днём трудился, вечером спешил в институт. Тогда начали строить Саратовскую ГЭС, и я устроился туда, – рассказывает Михаил Краснов. – Начинал с электрика, затем перешёл в дирекцию ГЭС. После третьего курса стал старшим инженером, курировал почти половину объектов стройки. Помню то время, когда на месте Саратовской ГЭС был лишь фундамент. Строили водохранилище, защитные сооружения, шлюзы… Был огромный объём работы.

Учиться Михаил Николаевич закончил в 1966 году, когда завершилось строительство ГЭС. Уже опытный строитель, он с отличием защитил дипломную работу на тему «Производство железобетонных конструкций». А затем был приглашён на должность главного технолога завода железобетонных изделий. Потом, в 1970 году, по зову партии он пришёл заместителем начальника ОКСа на химзавод. Началось строительство ещё одного крупного предприятия, с которым и связал больше половины своей жизни Михаил Краснов.

Вся жизнь – совещания и планерки?

17 августа 1970 года. Эта дата запомнилась Михаилу Николаевичу надолго, потому что стала первым рабочим днём на заводе фосфорных удобрений. Всё началось с подготовки документации для отвода земли под строительство первой очереди предприятия.

– Сначала приступили к устройству дороги. Было два варианта. Сейчас существуют оба, – делится Михаил Краснов. – Сделали тогда дорогу, которая идёт по трассе Саратов – Самара. Потом уже появилась более удобная дорога до предприятия – вдоль ж/д. Затем построили склад, чтобы хранить там поступающее оборудование и материалы. Три года мы сооружали комплекс первой очереди производства серной кислоты. Я тогда стал начальником отдела капитального строительства.

В тот момент Михаилу Николаевичу казалось, что вся жизнь состоит только из совещаний и планёрок. Службе капитального строительства из-за нехватки материалов тогда жилось трудно. Основная деятельность только складывалась.

– Пуск первой очереди завода всех воодушевил. Коллектив формировался, всё шло как по маслу, – вспоминает Михаил Краснов. – Мы ввели последнюю мощность, ввернули лампочку на пульте и получили добро на пуск от поляков. Я решил спросить у начальника цеха: «А цех будет работать?». На это он мне ответил: «Нет». А причиной послужило нарушение технологии. Тогда, к сожалению, не было толковых технологов.

В 1981 году на завод пришёл новый директор – Леонид Бутовский. По словам Михаила Николаевича, на предприятии быстро наладилась дисциплина.

– Леонид Борисович предложил мне заняться строительством жилья. Хозспособом мы возвели четыре малосемейки. Каждая из них была на 160 квартир. Очередей из заводчан на жильё не стало, – рассказывает бывший строитель. – В жилгородке удалось отстроить на улицах Ленина, Братьев Захаровых, Свердлова целую зону компактного проживания работников завода.

Также силами предприятия был построен профилакторий «Синяя птица». По словам Михаила Николаевича, место для санатория он выбирал сам.

Был даже маслосырцех

Всего на химзаводе числилось четыре строительных управления: СУ-1 строило жильё, СУ-2 вело строительные работы на заводе, а третье управление занималось сельхозстроительством.

– Леонид Бутовский хотел поднять сельское хозяйство. У нас при заводе была ферма, огромная теплица, молочно-товарная ферма и маслосырцех, – говорит Михаил Николаевич. – Успевали строить в колхозах. У нас в Суховке был 51% уставного капитала. Соорудили там свиноферму, а ещё жильё для работников.

По словам Михаила Краснова, его тогда приглашали трудиться на завод самоходных землеройных машин. Но Леонид Борисович не отпустил. Так и проработал Михаил Николаевич на предприятии до 2005 года. Целых 45 лет он отдал строительству.

– Работал на заводе заместителем директора по капитальному строительству, заместителем директора по инвестициям, а также членом консультационного совета, – делится Михаил Николаевич. – Были тяжёлые годы: и взлёты, и падения. Но мы всё пережили. Строили, несмотря ни на что.

Анна ВИКУЛОВА, «БВ»

Back to top button