Мумификация в Древнем Египте не была предназначена для сохранения тел мертвых
Долгое время считалось, что мумификация предназначалась для сохранения мертвых. Оказалось, что это мнение ошибочно
Долгое время считалось, что древние египтяне использовали мумификацию как способ сохранения тела после смерти. Однако специалисты считают, что это не так. Мумификация – это сложная техника погребения для обожествления умершего.
Исследователи из Манчестерского музея Манчестерского университета в Англии подчеркивают распространенное заблуждение в рамках подготовки к выставке «Золотые мумии Египта», которая откроется в начале следующего года. Это новое понимание предназначения мумификации по сути перечеркивает многое из того, чему учат студентов о мумиях.
«Это большой переворот», – сказал Live Science Кэмпбелл Прайс, куратор музея Египта и Судана.
Почему же это заблуждение просуществовало так долго? По словам Прайса, идея, навеянная Западом, возникла благодаря викторианским исследователям, которые ошибочно решили, что древние египтяне сохраняли своих мертвых подобно тому, как сохраняют рыбу. Их доводы? Оба процесса содержали схожий ингредиент: соль.
«Идея заключалась в том, что вы сохраняете рыбу, чтобы съесть ее в будущем, – говорит Прайс. – Поэтому они предположили, что с человеческим телом поступают так же – для будущего».
Однако соленое вещество, которое использовали древние египтяне, отличалось от соли, применяемой для сохранения улова. Известный как натрон, этот минерал природного происхождения (смесь карбоната натрия, бикарбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия) был в изобилии распространен на дне озер вблизи Нила и служил ключевым ингредиентом при мумификации.
«Мы также знаем, что натрон использовался в храмовых ритуалах [и наносился на] статуи богов, – сказал Прайс. – Он использовался для очищения».
Прайс сказал, что еще одним материалом, который обычно ассоциируется с мумиями, является ладан, который также служил даром богам.
«Посмотрите на ладан и мирру – они фигурируют в христианской истории об Иисусе и были дарами трех волхвов, – сказал Прайс. – В истории Древнего Египта мы обнаружили, что они также были подходящими подарками для богов».
Он добавил: «Даже слово для благовоний в древнеегипетском языке было «senetjer» и буквально означает «делать божественным». Когда вы воскуряете благовония в храме, это вполне уместно, потому что это дом бога и он делает помещение божественным. Но когда вы используете смолы благовоний на теле, вы делаете тело божественным и превращаете его в божественное существо. Вы не обязательно сохраняете его».
Археологи часто находят мумии, помещенные в саркофаг, на котором изображено подобие умершего.
«В английском языке маска – это то, что скрывает вашу личность; портрет раскрывает личность, – говорит Прайс. – Эти предметы, панельные портреты и маски, дают идеализированный образ божественной формы».
В рамках выставки музей покажет ряд погребальных масок, панельных портретов и саркофагов, связанных с древнеегипетскими захоронениями, предлагая дальнейшие доказательства первоначальных намерений мумификации.