В миреВидеоНовости

Нацистские военные корабли появились после падения уровня воды в Дунае

Нацисты намеренно затопили военные корабли в 1944 году

Падение уровня воды в реке Дунай во время недавней жары по всей Европе позволило обнаружить новые обломки военных кораблей флотилии нацистской Германии, которые были намеренно затоплены в последние месяцы Второй мировой войны.

По данным информационного агентства Reuters, обломки около 20 военных кораблей обнаружены вблизи города Прахово на востоке Сербии, которая является одной из 10 стран, через которые протекает Дунай между западной Германией и Черным морем.

Многие из затонувших судов до сих пор содержат тонны неразорвавшихся боеприпасов, которые представляют опасность для местных рыбаков, речного транспорта и дикой природы, и правительство Сербии планирует их уничтжить. Однако по мере снижения уровня воды потенциально взрывоопасные останки военных кораблей представляют еще большую опасность, чем обычно. По данным Reuters, сейчас видны башни, командные мостики, сломанные мачты и искореженные корпуса некоторых кораблей, в то время как другие в основном затоплены под песчаными отмелями.

«Немецкая флотилия оставила после себя большую экологическую катастрофу, которая угрожает нам, жителям Прахово», – сказал местный историк Велимир Трайлович, согласно Reuters.

Уровень воды в Дунае и многих других крупных реках Европы упал за месяцы высоких температур и меньшего, чем обычно, количества осадков. В Сербии власти начали использовать земснаряды (плавучие грейферные краны, которые могут углублять русло реки), чтобы сохранить судоходный канал в Дунае открытым для речного транспорта. Но затонувшие суда уменьшили ширину канала в Прахово всего до 100 метров, вместо обычных 180 метров.

Черноморский флот

До 200 военных кораблей немецкого флота в Черном море были преднамеренно затоплены в Дунае около Прахово в конце 1944 года по приказу командующего, контр-адмирала Пауля-Вилли Зиба из Кригсмарине военно-морского флота Германии с 1935 по 1945 год.

По данным немецкой газеты Der Tagesspiegel, Зиб вел колонну военных кораблей, солдат и гражданских лиц из черноморских регионов вверх по Дунаю, отступая от советских войск, продвигавшихся через Румынию после августа 1944 года.

Но «Боевая группа Зиба» попала под сильный огонь с советского берега на севере, и после неудачной попытки достичь немецкой территории через ущелье, известное как «Железные ворота» примерно в 30 км вверх по течению, Зиб приказал затопить корабли в Прахово в конце сентября 1944 года. Он также приказал личному составу добраться пешком до Белграда, столицы Сербии, которая в то время контролировалась немецкими военными.

Идея Зиба заключалась в том, чтобы намеренно топить немецкие военные корабли зигзагообразными линиями, которые, по крайней мере, замедлили бы советское продвижение. Но это не помогло, и нацистская Германия капитулировала перед Советским Союзом и союзниками в мае 1945 года.

В результате массового затопления судов в районе Прахово возникло опасное препятствие для движения судов по Дунаю. Наибольшая опасность возникает, когда уровень воды в реке падает – это происходит каждое лето. Часть останков кораблей была убрана после окончания войны, но большинство из них все еще находятся под водой. В этом году правительство Сербии предложило провести операцию по их уничтожению стоимостью 30 миллионов долларов, сообщает Reuters.

Немецкие минные тральщики на реке в 1939 году. (Фото: Национальный музей ВМС США; Wikimedia Commons)

Падающие воды

По данным государственной немецкой вещательной компании Deutsche Welle (включена минюстом РФ в список СМИ – иностранных агентов), в последние летние месяцы в Европе наблюдались волны жары, что повлекло снижение уровня воды в крупных реках, таких как Дунай, но это не новая проблема.

Международная комиссия по охране реки Дунай отмечает, что плотины, водохранилища, ирригационные сети, защитные сооружения от наводнений и каналы для судоходства на главном русле Дуная и его многочисленных притоках снижают сток реки, а плотины и водохранилища гидроэлектростанций являются одной из самых больших угроз экологии.

По данным экологической организации «Всемирный фонд дикой природы» (WWF), Дунай когда-то был широко разветвленной рекой с обширной региональной сетью притоков и заводей. Однако сегодня более 80% длины Дуная подчинено государственному регулированию, а на притоках реки с 19 века было построено более 700 плотин и дамб (заборов или ограждений), сообщает WWF.

В бассейне Дуная в юго-восточной Европе проживает более 80 миллионов человек, и более 20 миллионов напрямую зависят от Дуная в плане водоснабжения.

Однако Дунай сегодня входит в число 10 наиболее проблемных речных систем мира, где вмешательство человека – особенно в период быстрой индустриализации 19-го и 20-го веков – оказалось губительным для дикой природы и экологических проблем, таких как защита от наводнений и управление водными ресурсами, сообщает WWF.

Back to top button