Новости БалаковоПерсоныСтатьи

Надежда Барышева об исчезающем Балаково: «Я начала здесь свою жизнь, здесь же хочу её и закончить»

2022 год для Балаково – юбилейный, 260 лет исполняется нашему городу с богатейшей историей, который прошел путь от небольшого купеческого села до промышленного центра. О том, как жил Балаково с конца 50-х годов прошлого века рассказала заслуженный учитель РСФСР, член Общественной палаты Балаковского района Надежда Николаевна Барышева.

Детство

«Город менялся вместе со мной, – говорит Надежда Николаевна, – я росла, возрастал и город!»

Совсем еще малышкой 4–5 лет Наденька Глухова ходила с мамой и бабушкой на Балаковку. Пока женщины стирали и полоскали на мостках белье, дети руками ловили раков. Тогда на Балаковке стояли огромные амбары, куда с приходящих барж грузили зерно.

Из шести балаковских храмов в те годы оставалась единственная – церковь Казанской иконы Божией Матери на улице братьев Захаровых. Там, в тайне от всех, покрестила Надюшу набожная бабушка-старообрядка.

Со своим будущим мужем Надя Глухова росла на одной улице, их семьи дружили. У Барышевых жила тогда сестра братьев Мушонковых, обвиняемых в убийстве первого военкома Балаково в марте 1918 года – Григория Чапаева. Прибывший в город со своей конницей легендарный комдив В.И. Чапаев зачинщиков мятежа и виновных в гибели брата не щадил. Сестра Мушонковых спаслась от смерти в доме Барышевых и осталась там, став членом семьи. Всю свою жизнь она клялась и божилась, что её братьев оклеветали и Григория Чапаева они не убивали.

Отголоском Гражданской войны стала и необычная находка. Глава семьи Барышевых, будущий свёкор Надежды Николаевны, ремонтируя в доме завалинку, обнаружил там штык-нож и пистолет.

Границы города в конце 50-х годов проходила в районе нынешнего магазина «Детский мир». На месте памятника строителям было огромное футбольное поле.

Юношеские годы

Детство и юность Нади прошли в частном доме на улице Ленина. Центром была площадь имени Ленина в старом городе. Тогда она была большой, вымощенная булыжником, с живописным сквером, лавочками и клумбами. Зимой на этой площади стояла центральная новогодняя елка, деревянные горки для катания детворы. На праздники: 7 ноября, 1 и 9 Мая площадь погружалась в многоцветье и многозвучье массовых демонстраций. Сейчас в это трудно поверить, так как ныне историческая площадь заполонена частными строениями, вплотную подступающими к памятнику вождя пролетариата.

В городе тогда были два градообразующих предприятия: завод имени Дзержинского и Судоремонтный завод.

Мама Надежды – Павлина Акимовна – ударник коммунистического труда, была известным человеком, как единственная женщина токарь-станочник. Она внесла немалый вклад в создание двигателей на заводе имени Дзержинского, где работал и её муж, глава семьи Глуховых.

Сейчас знаменитому заводу вернули его историческое название «Волжский дизель братьев Маминых», а от цехов Судоремонтного завода, где трудились супруги Бырышевы, ничего не осталось.

Посещая Дворец пионеров, расположенный в усадьбе Паисия Мальцева, Надя со двора усадьбы залазила с товарищами в поземный ход, спускаясь вниз на несколько метров. Арочные своды из красного кирпича были полны тайн и загадок, и это манило балаковскую детвору играть там в казаки-разбойники. Позднее, для сохранения безопасности детей, было принято решение подземный ход замуровать.

Училась Надя Глухова в школе №1, в бывшей усадьбе купчихи Залугиной. Напротив школы был первый городской кинотеатр «20 лет ВЛКСМ» (потом «Мега»), куда нерадивые ученики сбегали с уроков.

Со строительством Химического комбината в городе появились 2–3-этажные дома.

Одним из особо значимых событий стало начало работы Саратовской ГЭС. В толпе школьников Надя влилась в людское море горожан, собравшихся на канале, где взрывали перемычку. Это было не забываемое зрелище!

Молодость

Любимыми местами отдыха балаковцев были Дом культуры завода им. Дзержинского (располагавшийся в действующем ныне Свято-Троицком храме) и Сад речников Судоремонтного завода.

На площади бывшего храма была оборудована танцплощадка. У ярых атеистов комсомольцев даже и мысли не возникало, что они шумно веселятся на  намоленном святом месте.

В Саду речников тоже была танцплощадка, для возрастных посетителей – там для них играл духовой оркестр, для молодёжи – эстрадный. В едином порыве, под реющими алыми знамёнами умели тогда и работать и отдыхать!

Наплыв нескольких сотен заключённых, привезённых на стройки Балаково, навсегда изменили спокойную, размеренную жизнь провинциального городка. Если раньше, уходя из дома, вставляли палочку в накладку на дверь, или подпирали её чем-нибудь, и это означало, что хозяев нет, то с конца 60-х годов на домах появились большие замки и по ночам старались никуда не выходить. Старый уклад жизни с его открытостью, порядочностью был разрушен. Бабушка Надежды, старообрядка, качая головой, часто повторяла тогда: «Испортились люди! Не те стали!»

Родной город для Надежды Николаевны Барышевой – это высокая концентрация впечатлений: сильных, слабых, радостных и печальных. Под этим мощным потоком она всегда была и остаётся пламенным патриотом Балаково.

«Мои дочери зовут меня в Москву, – делится Надежда Николаевна, – а я погощу у них в столице – и скорее домой, в родной город, где знакома каждая улочка и  столько близких людей. Я начала свою жизнь в Балаково и хочу её закончить в нём. Тесно связанная со своим городом, я и прошлое его, и продолжение!»

Евгения БРУСЛАВЦЕВА

Back to top button