Наука и техника

НАСА испытает гигантскую центрифугу для запуска объектов в космос

Основанная в 2014 году Джонатаном Лейни компания SpinLaunch стремится резко снизить стоимость космических запусков на основе своей любопытной концепции гигантской центрифуги (или катапульты), способной отправлять полезные грузы в космос. В пустыне Нью-Мексико в США уже проведено несколько мелкомасштабных испытаний.

В деталях это работает следующим образом. Сначала полезная нагрузка (например, спутник) прикрепляется к концу большого кронштейна из углеродного волокна, который помещается внутрь большой круглой вакуумной камеры. Рука вращается, приводимая в движение электродвигателем. Затем полезная нагрузка разгоняется все быстрее и быстрее, превышая скорость звука, до 8 000 км/ч.

Затем полезная нагрузка сбрасывается с вращающегося манипулятора через вертикальную выходную трубу в очень точное время. Благодаря высокой начальной скорости полезная нагрузка прорывается сквозь толщу нижней атмосферы Земли и, наконец, достигает стратосферы. В этот момент включается ракетный двигатель, чтобы окончательно вывести спутник на околоземную орбиту.

Такой способ запуска может сократить более 70% топлива и конструкций, необходимых для обычной ракеты. А "меньше топлива" означает "более дешевые запуски". Компания стремится снизить эти затраты с десятков миллионов долларов до менее чем 500 000 долларов.

Этой концепцией заинтересовались несколько игроков в отрасли, включая НАСА. Американское агентство только что согласилось протестировать этот подход в рамках контракта. Запуск может состояться позднее в этом году.

В деталях исследователи планируют запустить полезную нагрузку со скоростью около 2 Маха, находящуюся в транспортном средстве длиной три метра. Когда он достигнет нужной высоты, он развернет парашют для мягкой посадки. Несколько бортовых приборов проведут детальные измерения.

Успех этого метода, очевидно, не гарантирован. Также не гарантируется, что спутники смогут выдержать это воздействие. Эти полезные нагрузки должны будут справиться с нагрузкой экстремального вращения со скоростью несколько тысяч километров в час. Еще одной проблемой станет внезапный удар и теплостойкость, возникающие при выходе из вакуумной камеры. В этом смысле стартап в настоящее время работает над разработкой совместимых спутников, чтобы предложить своим клиентам системы "под ключ".

Back to top button