В Балаковском театре юного зрителя с 27 ноября по 4 декабря прошла творческая лаборатория Театра Наций под руководством Евгения Миронова в рамках программы «Территория культуры Росатома». Целую неделю актёры ТЮЗа совершенствовали себя с помощью мастер-классов и знакомились с современными форматами театра. Итог работы оценили зрители.
Театр Наций – театрам атомных городов
Московский Театр Наций и программа «Территория культуры Росатома» с 2019 года провели 17 творческих лабораторий. Главная цель проекта – это расширение культурного пространства России.
– За два года реализации программы по итогам эскизов было поставлено восемь спектаклей в различных городах страны. Также вместе с «Территорией культуры Росатома» мы можем гордиться номинацией на премию «Золотая маска», – говорит куратор программы «Театр Наций – театрам атомных городов» Екатерина Дорогавцева. – Творческая лаборатория была создана и придумана руководителем Театра Наций Евгением Мироновым совместно с «Территорией культуры Росатома». Программа направлена на расширение географии творческого пространства. Также она знакомит жителей городов и актёров с новыми театральными формами и течениями.
В рамках творческой лаборатории педагоги Театра Наций проводили актёрам ТЮЗа мастер-классы и хореографические тренинги. А финалом работы стал показ двух эскизов спектаклей.
– С этого года мы начали привлекать и художественно-постановочную часть, поэтому привозим с собой мастеров-постановщиков, которые смотрят техническое оснащение театра. А затем они помогают сотрудникам научиться по-другому работать с той аппаратурой, которая у них есть, – делится Екатерина.
По словам куратора программы, эскизы спектаклей могут быть доработаны и оставлены в репертуаре ТЮЗа. Этот вопрос должен решать директор театра.
«Новый театр» – на сцене ТЮЗа
Итогом недельной работы творческой лаборатории 4 декабря в ТЮЗе стали показы двух эскизов спектаклей. Первый – это спектакль-тренинг с интригующим названием «Гравитация». На экспериментальной сцене актёры удивили балаковцев новым форматом игры. Благодаря режиссёру и балетмейстеру Театра Наций Наталье Шургановой артисты научились чувствовать своё тело.
– Эскиз спектакля – нетрадиционное ощущение формы. Я балетмейстер, поэтому мне интересен физический театр, – делится Наталья Шурганова. – То, что зрители увидели на сцене, называется контактной импровизацией. Это танцевальное направление, которое основывается на законах гравитации. Это не нарративная история, и в ней нет классического понимания сюжета. Поэтому в основном опирались на принципы и законы контактной импровизации.
Эскиз спектакля «Гравитация» стал открытием для балаковцев. В постановке было мало речи, но благодаря полученным навыкам актёры вели спонтанный телесный диалог между собой и присутствующими в зале. Так же артисты взаимодействовали со зрителями. Свобода телодвижений и импровизация – это основа спектакля-тренинга.
– С труппой ТЮЗа работалось интересно и весело. В то же время было сложно и тяжело, потому что на постановку эскиза дают всего неделю. И мы, и актёры сильно устали. Но оно того стоило,– говорит Наталья Шурганова.
Второй эскиз спектакля был поставлен по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина. История одного убийства». Режиссёр Театра Наций Яна Селезнёва недавно прочитала это произведение, и оно показалось ей интересным по структуре.
– Захотелось попробовать перенести его на площадку, посмотреть, как роман будет выглядеть на сцене, – делится Яна. – Очень удивило, что в ТЮЗе молодая труппа. С этими ребятами можно пробовать что-то новое и экспериментировать.
Во время спектакля зрители находились на сцене вместе с актёрами. Стулья были размещены в кругу, который вращался и переносил балаковцев из одного действия в другое. Особенно ценителей искусства впечатлил эффект максимальной погружённости в спектакль.
После показа каждого эскиза проходило обсуждение. Зрители могли высказать своё мнение по поводу спектакля, задать вопросы режиссёру и актёрам. Также оценивал постановки и театральный критик Павел Руднев.
Неделя, перевернувшая жизнь
За семь дней актёры ТЮЗа прошли два мастер-класса по сценической речи и столько же по пластике. Также они прослушали лекцию Павла Руднева «Театральные аномалии сегодня: спор о границах театральности, новейшие театральные течения».
– На мастер-классе по сценической речи нам показали новую технику дыхания, – делится актриса ТЮЗа Влада Игнатьева. – У меня присутствует зажим. Он заключается в том, что я перехватываю себе дыхание. Благодаря опытным педагогам удалось понять, как мне с этим побороться.
Влада Игнатьева исполнила роль матери в эскизе спектакля «Убить Бобрыкина». Актриса признаётся, в психологическом плане ей пришлось нелегко.
– Я почти не работала на малой сцене, поэтому было сложно убрать большой поток энергии и не направлять его в зал, чтобы зрители всё услышали и поняли. Они сидели рядом с нами, – делится Влада. – За неделю сильно поменялся внутренний мир. Теперь хочется, чтобы постановки остались, и мы ещё поработали над ними.
Актёр Максим Ткач сыграл в эскизе спектакля «Гравитация». По его словам, объём работы оказался большим. Артистам приходилось ухватывать нескончаемый поток информации.
– Было тяжело и физически, и морально. Мы не знали, что такое наше тело и как им пользоваться, – говорит Максим Ткач. – На работе проводили по
10-12 часов. И всё время нужно было находиться в контакте с партнёром, что сильно выматывало. Всё сразу не получалось. Мозоли и синяки – тому доказательство. Но на это мы закрывали глаза, потому что было интересно и необычно. Я открыл для себя новое понятие театра.
В эскизе «Гравитация» зрители видели то, что происходит «здесь и сейчас». И каждый понимал идею по-своему.
– Конец спектакля многих удивил, – говорит Максим. – Мой герой был в ластах, поэтому общество не приняло необычного человека и решило погубить, закидав яблоками. Это моя мысль. Наталья Шурганова создала уникальный спектакль. И хотелось бы, чтобы подобные постановки были на сцене ТЮЗа. Не знаю, как это будут воспринимать балаковские зрители, но нам, актёрам, интересно данное направление. Оно для нас словно глоток свежего воздуха.
Благодаря творческой лаборатории стёрлась та грань, которая была между актёрами и зрителями. А общая работа подарила море эмоций. Артисты стали по-другому смотреть на свою профессию, а зрители – на театральное искусство.
Анна ВИКУЛОВА, «БВ»