Новая общественная палата Балаковского района выявила все плюсы и минусы капитального ремонта балаковских дворов
В рейд по проведению общественного контроля капитального ремонта балаковских дворов вышли одиннадцать инспекторов от Общественной палаты Балаковского муниципального района второго созыва: Алексей Антипин, Евгений Запяткин, Ольга Благова, Дарья Кудлаенко, Артём Лапышов, Татьяна Ляпина, Юрий Мавринский, Людмила Мельникова, Александр Онипко, Галина Пруцкова и Татьяна Семешкова. Общественники побывали в разных частях города, где благоустройство дворов завершено и где ремонтные работы в самом разгаре.
Пятилетняя программа по капремонту наших дворов, инициированная Председателем Государственной Думы Вячеславом Викторовичем Володиным, реально воплощается в жизнь. Только в нынешнем сезоне приведут в порядок дворовые территории у 69-ти домов. Такого колоссального единовременного благоустройства город Балаково ещё не видел. Многие жители, общаясь с общественниками, не без радости говорят, что они очень довольны тем, как преобразились их дворы. Одна семейная пара призналась, что выслали несколько фотографий качественно и красиво обустроенного двора своему сыну – участнику СВО, которому данное сообщение подняло боевой дух и настроение, вызвало чувство гордости за похорошевший родной город.
Конечно же, при таких масштабных работах общественные инспекторы не в состоянии тщательно осмотреть каждый ремонтируемый двор. И тут в первую очередь сами жители должны контролировать все этапы капремонта, начиная с проекта. Выходит так, что там, где жители активно обсуждают проекты и зорко наблюдают за проведением капремонта, в итоге двор получается максимально удобным и красивым. Тем более, что закон позволяет в ходе работ менять изначальный проект до 10%. Тут как раз можно реализовать многие пожелания проживающих в том или ином дворе.
А где жители менее активны, там могут оставаться проблемные места. Допустим, в тех дворах, где отсутствует ливневая канализация и недостаточная пологость ландшафта для стока воды, необходимо строить коллекторы в самых низких местах – в непосредственной близости от дороги или пешеходной дорожки. На улице Малая Вокзальная такой коллектор для сбора воды построен. А чуть дальше, внутри квартала, оставлены проёмы между бордюрными камнями, чтобы через них с дорожного полотна уходила вода в газон. В прежние годы никаких коллекторов проекты не предусматривали, ведь это лишние расходы. А жителям таких дворов приходится обходить лужи, которые были и до капитального ремонта. Отрадно отметить, что замечания и предложения со стороны Общественной палаты в последние годы учитываются разработчиками проектов.
В ходе рейда общественники заметили на дорожном полотне и тротуаре утопленные люки, где будет повышенная амортизация автотранспорта, а пешеходы могут травмироваться. На необходимость поднятия люков до верхнего слоя асфальта указано дорожникам.
Наш депутат Государственной Думы Николай Васильевич Панков много раз на встречах с балаковцами отмечал, что проекты должны максимально учитывать пожелания жителей, а дворы, где прошёл капитальный ремонт, должны радовать глаз, быть удобными для жильцов и владельцев легкового транспорта. И никаких прежних луж на дворовых территориях! Некоторые активные жильцы, не дожидаясь дождя, выходили с вёдрами из дома и выливали воду на дорожное полотно, убедившись в том, что наклон дороги выполнен грамотно. Позитивные изменения, безусловно, есть. В большинстве дворов, где нет мешающих факторов, дороги расширяются для беспрепятственного движения транспорта в обе стороны. Где не было пешеходной дорожки, она появляется. Как пример – у дома № 123 по улице Ленина. Жильцы этого дома очень довольны, как им отремонтировали двор.
Тем не менее, остаются проблемы с парковочными местами и узкими проездами (для одной машины) на некоторых дворовых территориях. Если во дворах на Малой Вокзальной проектировщики буквально размахнулись и значительно расширили проезжие части, то этого нельзя сказать про дворы по улице Менделеева: у дома №15 внутриквартальная дорога узковатая – две машины не разминутся. Понять эту ситуацию можно, потому что рядом пролегает высоковольтный кабель, разъездной карман предусмотрен. К тому же пешеходная дорожка расширена от 80 см до 130 см. При всём при этом парковочных мест раз, два – и обчёлся.
У дома, что напротив, ситуация с парковочными местами не лучше: всего одна парковка на пять машин. Зато между этими домами «гуляет» огромный земельный участок, который называется зелёной зоной. Именно здесь жильцы ставили свои автомобили и будут снова ставить, так как деваться некуда, и их будет периодически штрафовать административная комиссия. Логично вытекает вопрос: зачем так благоустраивать дворы, ели проекты не предусматривают максимально возможное количество парковочных мест для той или иной территории?! Ведь любой двор, отремонтированный сегодня, останется в неизменном виде лет 50-60. То есть всё это время жители будут испытывать неудобства, ликвидация которых не была предусмотрена проектами. Всё с этих проектов и начинается.
Что касается их реализации, вопросов гораздо меньше. Подрядчик (в этом году это ООО «Спецстрой» из Вольска) научился выполнять свою работу качественно и добросовестно, к тому же обременён пятилетней гарантией. При больших муниципальных контрактах привлекаются субподрядные организации. Например, балаковская дорожная организация ООО «ПИК» работает быстро, но не в ущерб качеству и в строгом соответствии с проектом. На все замечания дорожники реагируют с пониманием и незамедлительно устраняют какие-либо огрехи, которые заметили блюстители общественного контроля. В этот раз общественники обратили внимание на большой перепад уровней новой дороги и старой пешеходной дорожки в 1-м микрорайоне, у дома № 25. Подставили уровень, смерили рулеткой – разница получилась в 50 сантиметров. И как тут будут проходить люди? Проект ответа не даёт, а подрядчик лишнюю работу обычно не делает. Общественники попросили руководство ООО «ПИК», ведущее работы на субподряде, чтобы здесь устроили плавный переход в виде пандуса. Нет сомнения, что травмоопасное место будет устранено.
Претензии есть к качеству некоторых строительных материалов. Речь в первую очередь идёт о бордюрных камнях, непрочных и ломких. Дефекты на них могут возникать ещё во время дворовых работ. На встрече с балаковцами Вячеслав Викторович Володин был недоволен тем, что бордюрные камни закупаются в других регионах и почему-то не производятся в массовом количестве в Саратовской области. Вести такие материалы приходится за сотни километров, что способствует удорожанию капремонта дорог и дворовых территорий. А почему бы к столь нехитрому делу не приобщиться балаковским предпринимателями?! У нас немало мелких фирм, где делаются бордюрные камни и поребрики – и неплохого качества. Опыт есть, нужно только расширение производства. Есть и земельные участки, где можно построить мощное производство по выпуску материалов для наших дорог и тротуаров, например, в непосредственной близости от зданий ГАИ. В Общественной палате знают все подробности об этом перспективном для промышленного строительства земельном участке.
В разговоре с жителями общественники узнали, что работы в некоторых дворах растянулись чуть ли не на всё лето. Но тут нет вины подрядчика, а просто ресурсоснабжающие организации не успевали проводить работы на своих коммуникациях по подаче в дома электричества, газа, воды, тепла, зато, по крайней мере в ближайшие годы, не будут разрывать территории капитально отремонтированных дворов.
В ходе рейда общественники обращают своё внимание на состояние дорог, тротуаров и пешеходных дорожек, у которых после капремонта не вышел гарантийный пятилетний срок. От воздействия неблагоприятной погоды нередко появляются дефекты в виде провалов и трещин на асфальтовом покрытии. Подрядчик обязан в течение пяти лет устранять эти дефекты. К сожалению, не все подрядчики самостоятельно это делают. Особенно заезжие фирмы, например, из Саратова. Балаковские дорожники к данным обязательствам относятся куда ответственнее, ибо базируются рядом и налаживать с ними контакты проще.
Общественники также внимательно выслушивают жителей, которые поднимают другие, не касающиеся капремонта вопроса, но тоже важные и острые. Например, у второго подъезда дома № 25 по улице 30 лет Победы в безобразном состоянии газовая труба, изрядно заржавленная. Под ней на отмостке, наклонённой к дому, всегда стояла вода. И будет стоять, если это место не зальют бетоном с нужным наклоном от стены дома. А это уже совместная забота жильцов и газовиков.
Общественная палата БМР не подменяет собой государственный или муниципальный контроль, но вносит свою лепту в процесс грамотного благоустройства наших дворовых территорий, придавая огласке все проблемы, которые возникают при реализации муниципальных контрактов.
Евгений ЗАПЯТКИН,
зампредседателя Общественной палаты БМР