Истории о балаковцахКриминальный БалаковоНовости Балаково

Как мы в Балаково рэкетиров ловили

Первые мои шаги в балаковской журналистике пришлись на «лихие девяностые». Именно тогда мне довелось работать криминальным репортером в городских СМИ.

Смутное было время. Мой рабочий день начинался обычно на ул. Механизаторов, 1 с просмотра криминальных сводок, которые пестрели убийствами, в том числе и заказными, разбойными нападениями, изъятиями наркотиков.

А еще в ходу было задержание рэкетиров. На одну из таких операций я и напросилась с работниками регионального управления по борьбе с организованной преступностью (РУОП). Не сразу, но руоповцы согласились взять меня с собой. Недавно, просматривая свой газетный архив, я наткнулась на публикацию, посвященную тому памятному задержанию.

Думаю, читателям небезынтересно будет окунуться в атмосферу тех самых «лихих девяностых». Итак, хроника одного задержания...

1995 год. Четверг, 1 июня.

11.20. В кабинете начальника Балаковского отделения РУОП звонит телефон.

«Выезжаем!» – после минутных переговоров с невидимым собеседником дает команду старший оперуполномоченный РУОП Андрей Белов. Трое накаченных парней под два метра ростом – старшие оперуполномоченные Александр Олейников, Алексей Кузнецов и Александр Неверов – выбегают на улицу и быстро садятся в белые жигули.

«К магазину «Русь»! – отрывисто бросает Андрей севшему за руль Александру Неверову. – Все! Поехали!»

Задержание рэкетиров для балаковских руоповцев давно уже стало делом привычным. Только в этом году проводится десятая по счету операция.

«Вообще-то это не основная наша обязанность. Наше дело – коррупция, бандитизм, крупные партии наркотиков, – в ответ на мой вопрос о количестве задержаний поясняют ребята. – Но жизнь заставляет…»

Машина между тем проезжает через шлюзовой мост и мчится дальше.

11.30. «Жигули» заезжают во двор дома №7 на ул. 30 лет Победы и останавливаются. Белов с Олейниковым направляются ко второму подъезду (передача рэкетирам затребованной суммы должна состояться на квартире у парня, обратившегося в РУОП), Кузнецов с Неверовым остаются в машине. Я вместе с ними. Записываю в блокнот первые впечатления (все-таки не часто оперативники берут с собой на задания журналистов!), осматриваю двор в предвкушении предстоящей операции. Круто, ну что тут скажешь?!

11.40. Алексей проверяет рацию. Возле дома играют дети. Будничный, ничем не примечательный день, разве что жарче обычного.

«Эх, минералочки бы сейчас!» – мечтательно вздыхает Александр.

«Не помешало бы, – соглашается Алексей. – И что они не назначили ему встречу на пляже? Успели бы искупаться!»

11.50. Без изменений.

«Да, что-то медлят паршивцы… Впрочем, стоп! Кажется, кто-то идет, – Алексей закуривает сигарету. – Мимо!!!»

«А вы знаете хотя бы марку машины, на которой эти рэкетиры должны подъехать?» – задаю дилетантский вопрос.

«Откуда? Если б была известна марка, да еще кто в ней, мы бы сейчас тут не сидели…»

«Понятно».

12.00. По-прежнему тихо.

Двое мужиков, у дома напротив, распивают спиртные напитки. Водку, в жару, да такими стаканами?! Как пить дать, отпускники!

«Что-то мне уже это не нравится, – ворчит Алексей. – Может, раздумали?»

«О! Наконец-то, вот они! – указывает Александр на трех женщин-озеленителей, пересекающих двор. – Шутка».

12.10. К дому подъезжают черные «жигули». Их них вываливаются двое парней. Алексей включает рацию:

«Кажется, что-то похожее, впрочем… Они поддатые. Что же это за день-то такой?!»

12.20. Из дома выходит Андрей Белов. Он слегка озабочен:

«Ребята! Ситуация изменилась. Они ждут его на набережной Леонова. Надо ехать к «Строительной».

«Понятно!» – Александр Неверов заводит машину.

Я выхожу из салона. Ставшие уже родными белые «жигули» трогаются с места и исчезают из вида. Белов вместе с подошедшим Александром Олейниковым  начинают вести наблюдение за вторым подъездом. Мне становится как-то не по себе…

12.25. Из подъезда выходит парень со свертком.

«Там деньги, – разъясняет мне ситуацию Андрей. – Рэкетиры передумали идти на квартиру. Позвонили и назначили ему встречу на набережной Леонова. Что-то, видимо, им не понравилось. Так что дальше, извини, у нас все по-взрослому…»

Я вопросительно смотрю на Андрея:

«Может, все же я с вами?»

К моему удивлению, он неожиданно соглашается:

«Ладно, «пресса», ты же хотела участвовать в операции? Цепляйся за нас с Саньком. Типа мы просто прогуливаемся. Да, именно прогуливаемся. Втроем. Это снимет лишние подозрения. И никакой самодеятельности! Отвечаю за тебя головой. Пошли!»

12.30. Парень со свертком движется по набережной Леонова, по направлению к остановке «Строительная». Место шумное, движение интенсивное, особенно в обеденный перерыв. Следом за парнем, соблюдая небольшую дистанцию, идет наша троица. От волнения у меня дрожат руки и ноги. Андрей с Александром, дабы меня поддержать, рассказывают анекдоты. Я нервно хихикаю. Внезапно появляется желтая «семерка». Из нее выходит мужчина в белой рубашке и направляется к «движущемуся объекту».

12.35. «Семерка» отъезжает. Парень со свертком и мужчина, вышедший из машины, останавливаются у киоска. Разговаривают. Рэкетир требует обещанные ему «три лимона», угрожает. Парень пытается возражать, тянет время, но в конце концов передает вымогателю сверток… В считанные минуты рядом оказываются Андрей с Александром.

12.40. Вымогатель в наручниках уже лежит на земле. Андрей составляет протокол задержания. В присутствии двух девушек (понятых) пересчитывает деньги.

12.50. Мимо проносятся желтые «жигули». Александр Олейников делает предупредительный выстрел в воздух. Машина руоповцев, в которой находятся Александр Неверов и Алексей Кузнецов, перегораживает дорогу преступникам. Но тут на встречную полосу выезжает какой-то уазик. Чтобы не допустить столкновения, Александр Неверов дает задний ход. Аварию удается предотвратить. Однако преступники, воспользовавшись ситуацией, уходят. Догонять их уже не имеет смысла. Объявляется план перехват. Дается ориентировка всем постам ГАИ: «Остановить ВАЗ-2107 желтого цвета, номерной знак…». Операция близится к завершению. Или все еще только начинается?

Ольга КАДАЕВА

Back to top button