Новости БалаковоСтатьи

От красного кирпича до экранной легенды: как создавался фильм «Училище героев»

Фильм «Училище героев» – это не просто историко-документальный проект. Это глубокое погружение в прошлое одного из самых значимых зданий Балаково – Коммерческого училища (ныне оно относится к Балаковскому промышленно-транспортному техникуму имени Грибанова). Руководитель студии «Отечество» Евгения Бруславцева рассказывает о том, как родилась идея фильма, с какими трудностями столкнулась команда, и что этот проект значит для жителей города.

Ниже – история создания фильма, рассказанная из первых уст.

– Евгения Эдуардовна, как возникла идея создать фильм «Училище героев»? Что вдохновило вас на эту тему?

– Идея появилась, когда мне пришли мысли о том, что люди часто проходят мимо красивых зданий, даже не задумываясь об их истории. Коммерческое училище – одно из самых красивых и исторически значимых зданий в нашем городе. У него богатая, но и трагичная судьба: чуть было не потеряли его в начале 2000-х. Это вдохновило нас рассказать о тех, кто связан с этим местом.

– Почему вы решили посвятить фильм именно этому зданию и известным землякам?

– Здание связано с именами выдающихся личностей: Иван Васильевич Кобзарь, Николай Грибанов. Также здесь учились Владимир Перегудов, конструктор первой подводной лодки, и летчик-полярник Иван Доронин, один из первых Героев СССР. Эти люди внесли огромный вклад в историю нашего города, и было важно напомнить об их достижениях.

– Какие исторические фигуры стали основой сюжета, и как вы их выбирали?

– Мы решили сосредоточиться на фигурах, которые олицетворяют разные эпохи: от революционных событий до Великой Отечественной войны. Например, герой Николай Грибанов. И это оказалось верным выбором, учитывая, что даже наш современный актёр, сыгравший Грибанова, полностью преобразился – однажды мы его в костюме не сразу узнали.

– С чего началась работа над проектом? Какие этапы были самыми сложными?

– Всё началось с поиска финансирования. Это всегда самая сложная часть. Мы планировали начать съёмки ещё в прошлом году, но не смогли из-за нехватки средств. К счастью, помогли спонсоры: «ФосАгро», металлургический завод, местные предприниматели, особенно Виктор Викторович Копыльцов и ИП Александра Николаевна Минеева, а также депутаты областной думы Гагик Киракосян, Владимир Земсков. Хочу отметить меценатство Владимира Михайловича Земского – у меня сложилось такое впечатление, что он свои личные средства отдал – 100 тысяч рублей, хотя даже организации давали по 150 тысяч. Причем чувствовалось, что помогал с такой душой, таким уважением! На таких людях-меценатах всё и держится: когда-то и Кобзарь был таким меценатом.

Уместиться в бюджет фильма – это очень сложно. Непредвиденные расходы возникают постоянно: участникам массовки мы платили, пусть и немного, – 500 рублей за съемку, 1000 рублей – тем, кто снимался и произносил какую-то речь. Актерам, сыгравшим главные роли, заплатили за съемки прилично. Военная сцена с Грибановым была очень затратной: в Подсосенках пришлось выкапывать и строить блиндаж, наполнять мешки песком, закупать особый реквизит, даже погоны на форму для актеров. Всё это требовало значительных вложений.

– Съёмки проходили в разных городах. Как вы выбирали локации?

– Мне помог опыт работы гидом-экскурсоводом в турфирме «Гранд Вояж». Путешествуя по близлежащим городам, я подбирала подходящие места для съёмок. Первая сцена с Мальцевым и Кобзарем была снята в Вольске – в библиотеке, в музее редких книг. Получилась очень красивая атмосферная картинка. Мы решили начать и закончить фильм этими сценами. Съёмки также проходили в Энгельсе – в доме-музее Льва Кассиля и в Железнодорожном музее на станции Покровск.

Конечно, с разрешениями на съемку было непросто. Если в Вольске, в библиотеке и картинной галерее всё прошло без проблем, то с домом-музеем Кассиля и железнодорожным музеем пришлось подключать Сергея Василенко, депутата и почётного гражданина Балаково. Он помогал нам с письмами и согласованиями, в том числе через Москву.

– Как вам удалось объединить профессиональных и непрофессиональных актёров?

– Объединение профессионалов и непрофессиональных актеров создало свои сложности. С профессионалами работать легче: они быстро понимают задачи, и работа идёт быстрее. С непрофессионалами приходилось делать много дублей. Некоторые терялись перед камерой, и даже техника не выдерживала длительных съёмок. Но всё же непрофессионалы старались подтягиваться до уровня профессионалов.

– Как проходил съемочный процесс и что запомнилось вам больше всего? Были ли курьёзы?

– Съёмки начались 20 мая и продолжались до 1 сентября. Первый съёмочный день длился 10 часов – все сильно устали. Несмотря на трудности, наш главный герой, современный и стильный парень, прекрасно вжился в образ Николая Грибанова. Был даже курьёзный случай, когда его никто не узнал в гриме. Он сидел в автобусе, и Сергей Василенко остановил автобус, говорит, что где-то оставили главного героя – в автобусе его нет! Мы переполошились, начали ему звонить, а он телефон отключил еще на репетиции, не отвечает. Сидит в форме в автобусе – его никто и не узнал. И только потом, когда его окликнули и он отозвался, наш главный герой нашелся – рядом с нами. В общем, анекдотический случай.

– Какова была роль каждого в вашей команде?

– У каждого была своя роль, в том числе и у меня. С Аллой Ткач мы прошли уже шесть проектов, начиная с «Чапаева» и заканчивая «Училищем героев». Это и помощник режиссёра, и костюмер, и реквизитор. Она прекрасно работает с детьми – в этом у неё большой опыт. Она может прекрасно расставить детей на съемочной площадке и озадачить их. В этом отношении Алла вообще незаменима. Ну и потом, она просто очень хороший человек.

Что касается Антона Гудзия, мы с ним работали над тремя проектами – это «Валентин Ерошкин. Всегда на передовой», «Разные судьбы братьев Маминых» и этот проект. Он оператор-постановщик.

Многие не понимает, что происходит во время создания фильма и на съемочной площадке. Думают примерно так: люди приходят на съемки, я что-то подсказываю, а на площадке Антон царь и бог, потому что расставляет всех в кадре, решает, кто куда идёт и так далее. Но дело в том, что моя задача – не только подготовить локацию и подобрать актёров. Когда начинается процесс съемки – условия для оператора готовы: указано место, назначены актёры, они обуты, одеты, реквизит подобран. Его задача – всех расставить, отснять. Поэтому меня всегда спрашивают, а какова ваша роль? Меня в связи с вышесказанным всегда поражает этот вопрос. Потому что да, я автор идеи, я сценарист, я продюсер, я режиссёр в своей области, Антон – режиссёр в своей области. Но моя задача на площадке – еще и сохранить историческую достоверность и следить за текстом актеров, чтобы он соответствовал исторической действительности.

– Какие у вас планы на будущее? Есть ли идеи для новых проектов?

– Мы планируем подать заявку на президентский грант, и, если нам удастся его выиграть, то у нас будет фильм о центре «Набат» к 80-летию Победы. Сергей Василенко, руководитель «Набата», помогает нам, я считаю его членом нашей команды. Все военные сцены в будущем фильме – это его прерогатива. Кроме того, ребята из «Набата» всегда принимают самое активное участие в съёмках. А уж со всеми этими документами – согласованиями, письмами – Сергей Василенко всегда готов помочь.

Это будет проект, посвящённый поиску и увековечению памяти бойцов, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной, а это очень важно сегодня.

– А проект «Училище Героев»: насколько сложным он был для вас?

– Этот проект на самом деле был непростым, потому что нам нужно было объединить современную линию с историческими данными. Мы очень переживали, что получится перебор с информацией, но, как ни странно, всё получилось. В итоге нам удалось уместить вековую историю коммерческого училища, а затем техникума Грибанова, в ограниченное время. Основная сложность заключалась в разнообразии съёмок, некоторые из которых проводились в других городах, в разных направлениях.

Что касается эмоций, я вспоминаю предпоказ в «Набате» у Сергея Василенко. Мы смотрели фильм, искали ошибки и в конце испытали такие эмоции, что не верилось – мы сделали это! Это был огромный проект, охватывающий дореволюционную и революционную историю, Первую и Вторую мировые войны и наши дни. Всё это было очень сложно.

Конечно, критики всегда будут, но мы вложили в этот проект душу. Мы работали над историей Кобзаря и для нас это было важно – и духовная поддержка была на высшем уровне. Я в церкви заказывала молитвы о начале благого дела, и, слава Богу, всё получилось.

Количество людей, задействованных в проекте, было внушительным – более ста человек, а если учитывать студентов, то их было около 150. К счастью, никто нас не подвёл. Были исключения, например, актёр из Вольска, которого я выбрала на роль Кобзаря. Мы с ним договорились ещё в новогодние праздники, почти начали шить ему костюм, но вовремя поняли, что это не тот человек. Когда нужно было снимать, я искала его несколько дней, а он написал мне, что он сейчас отдыхает и продолжает отдыхать – и не понимает, почему я так упорно его ищу. Я ответила ему: «Спасибо, до свидания». И всё. Так что наш Кобзарь в итоге – Роман Леденёв, а Николая Грибанова сыграл Иван Ключник. Это наши главные актёры. Я считаю, что ребята прекрасно справились. Так что нашему проекту – удачи и счастливого плавания!

– Что вы надеетесь донести до зрителей этим фильмом?

– Наша цель – пробудить патриотические чувства, чтобы люди осознавали, гордились и понимали, мимо какого здания они проходят. Это не просто красивое здание из красного кирпича, оно имеет более чем столетнюю историю и связано с судьбами великих людей.

В этом фильме мы не делали никаких сенсационных открытий, а использовали материалы, которые уже были у Юрия Каргина и Юрия Курбатова. Особых открытий как таковых нет, но я уверена, что те, кто интересуется историей, найдут там много интересного. Мы предоставляем расширенную и подробную информацию о героях, которые учились в этом здании, а также о человеке, который является полным кавалером орденов Боевой и Трудовой Славы.

Интервью получилось насыщенным: Евгения Бруславцева с энтузиазмом рассказывает не только о сложностях, но и о трогательных моментах, связанных с созданием фильма. Для неё это не просто работа, а способ сохранить и передать память о героях и их времени.

Читайте все последние новости Балаково на GazetaBalakovo.ru
Back to top button