В миреНаука и техникаНовостиОбществоСтатьи

Почему британский король Георг V предал последнего царя России?

Последний русский царь, Николай II, убитый большевиками вместе со своей семьей, мог избежать этой мрачной участи, покинув Россию после отречения от престола в марте 1917 года. Его двоюродный брат, король Георг V, предложил Николаю II убежище, но затем неожиданно отозвал это предложение. Позже он пытался скрыть этот постыдный факт.

«Убийство [русской царской семьи] поколебало уверенность моего отца во врожденной порядочности человечества... Мой отец лично планировал спасти его [Николая II] с помощью британского крейсера, но по какой-то причине план был заблокирован», – так писал герцог Виндзорский о своем отце Георге V в своих мемуарах «История короля». Однако есть основания полагать, что именно сам Георг V заблокировал этот план.

«Англия не считает возможным [...] предложить свое гостеприимство»

Судьба свергнутого царя и его семьи ознаменовала собой послереволюционный период февраля 1917 года. Пришедшие к власти социалисты опасались, что вокруг царя назревает контрреволюция, а либеральные парламентарии не хотели играть на руку радикалам, допуская репрессии против Николая II.

Бывший царь хорошо понимал опасность, которую радикализация общественного мнения могла представлять для его семьи. Поэтому он просил Временное правительство разрешить ему проживать в своей резиденции под Петроградом (Царское Село), пока его дети не выздоровеют от кори, а затем отправиться в Порт-Романов (ныне Мурманск), чтобы морем уехать в Англию.

Николай II под домашним арестом в Царском Селе

Правительство поместило отрекшегося от престола императора и его семью под домашний арест в Царском Селе, а тогдашний министр иностранных дел России Павел Милюков поддержал идею отправки царя в Великобританию. Милюков поговорил с послом Великобритании в России сэром Джорджем Бьюкененом, который позже сообщил, что Лондон готов принять Романовых и что «для этой цели будет послан крейсер». Позже, когда «ни крейсера, ни отхода» не было, Милюков спросил посла о причинах такой задержки. Ему сказали, что «правительство больше не настаивает на приезде царской семьи в Англию».

Эту историю подтвердил министр юстиции Временного правительства и его будущий лидер Александр Керенский: «Правительство Англии не считает возможным, пока продолжается война, оказывать гостеприимство бывшему царю».

Попытка скрыть факт не удалась

Однако версия британского посла, опубликованная им в 1923 году в мемуарах «Моя миссия в России», разительно отличалась от вышесказанного.

«Наше предложение оставалось открытым и не было отозвано», – написал Бьюкенен.

Он обвинил российскую сторону, утверждая, что Временное правительство, встретив сопротивление социалистических политиков, «не осмелилось взять на себя ответственность за уход императора и отказалось от своей первоначальной позиции». В 1927 году, когда Керенский в своих мемуарах заявил обратное, Министерство иностранных дел повторило рассказ Бьюкенена и обвинило бывшего российского премьер-министра во лжи.

Однако пять лет спустя правда всплыла благодаря дочери Бьюкенена Мериел, которая опубликовала собственную книгу «Распад империи». Она написала, что ее отец хотел включить в свои мемуары тот факт, что предложение об убежище было отозвано, но он был вынужден отказаться от него.

«В Министерстве иностранных дел, куда он пришел, чтобы изучить некоторые документы, ему сказали, что если он это сделает, то его не только обвинят в нарушении Закона о государственной тайне, но и приостановят выплату пенсии... Приведенный им рассказ об обещании британского правительства принять императора в Англии... является, таким образом, преднамеренной попыткой замалчивания истинных фактов», – написала она.

По-видимому, «истинные факты» были таковы: «Он [Георг V] должен просить вас передать премьер-министру, что, судя по тому, что он слышит и читает в прессе, пребывание в этой стране экс-императора и императрицы вызовет сильное общественное недовольство и, несомненно, поставит под угрозу положение короля и королевы, от которых, по общему мнению, исходило приглашение...». Так писал лорд Стэмфордхэм, личный секретарь Георга V, министру иностранных дел Великобритании в начале апреля 1917 года.

Георг V

Разделение вины

«Растущие рабочие волнения и подъем социализма в Великобритании вызывали у Георга V серьезное беспокойство. Царь боялся, что присутствие «Николая Кровавого» на британской земле подорвет его позиции и впоследствии обрушит монархию», – говорит британский историк Пол Гилберт, ссылаясь на прозвище, данное Николаю II после того, как он приказал расстрелять мирных демонстрантов в Санкт-Петербурге в 1905 году.

Исследователь утверждает, что хотя «король Георг V был моральным трусом, поскольку потерял самообладание и беспокоился о политических последствиях предоставления убежища бывшему царю и его семье... их подвели их королевские родственники, другие правительства и российские монархисты. Поэтому все королевские дома Европы и союзники России по Первой мировой войне должны разделить вину гибели Николая II.

Back to top button