Почему Мамаева и Бузанова суд признал невиновными
Балаковская администрация в очередной раз продемонстрировала свою юридическую безграмотность и склонность к подделке документов?
В начале октября Саратовский областной суд отменил постановления Балаковского районного суда о привлечении Дениса Мамаева и Данилы Бузанова к административной ответственности за организацию митинга против строительства завода по переработке и хранению опасных отходов в Горном – и за участие в этой акции (последнее касается Бузанова).
СМИ дружно отрапортовали о том, что областной суд признал Мамаева и Бузанова невиновными в совершении административных правонарушений, однако никто не задался вопросом: а почему? Что послужило основой для принятия такого решения? Какие-то процессуальные ошибки районного суда или же что-то другое, более важное и интересное?
В связи с этим мы не спешили делиться этой новостью, а дождались официально опубликованных решений областного суда – и проанализировали их.
Начнем с Мамаева. Как известно, администрация БМР запретила проводить этот митинг под предлогом того, что именно на время проведения акции она (администрация) запланировала в месте, обозначенным Мамаевым в уведомлении о проведении публичного мероприятия (возле памятника строителям Пяти ударных Всесоюзных комсомольских строек на пересечении улиц Ленина и Факел Социализма), некоего детского концерта под названием «Летнее настроение». Мол, место занято, господин Мамаев. И предложила другое место – у Городского центра искусств в Дзержинском. Однако, несмотря на запрет, люди собрались именно там, где изначально планировали собраться – у памятника строителям – причем во время этого собрания Бузанов выкрикивал протестные лозунги в мегафон, а Мамаев объявил сие мероприятие «встречей с избирателями». Именно за это – организацию незаконного публичного мероприятия (Мамаева) и за участие в нем (Бузанова) привлекли к административной ответственности. Кстати, о бессмысленности и бестолковости действий по препятствию администрацией БМР волеизъявлению народа мы писали в своей статье «Митинг и петтинг».
Но вернемся к решению суда. Областной суд, рассмотрев дело Мамаева, пришел к выводу, что все установленные законом меры для проведения акции Денис Мамаев выполнил: уведомил администрацию, правоохранительные органы и т.п. А вот администрация БМР поступила вопреки Конституции РФ и незаконно запретила проводить митинг. Ведь согласно решению Конституционного суда РФ, орган публичной власти не вправе «по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место или время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан». «При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте или в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей», – отметил Конституционный суд.
То есть для того, чтобы отказать Мамаеву в проведении митинга в определенном месте, администрация БМР должна была привести очень и очень веские доводы о том, что безопасность людей в этом месте под угрозой или что проведение этого митинга у памятника строителям повредит коммунальную систему в городе или что-то вроде этого, чего по определению в данной ситуации просто быть не может. А не придумывать «детский концерт», в организации проведении которого, как отмечает областной суд, усматривается, говоря простым языком, как бы подделка документа: постановление администрации БМР о проведении этого концерта не носило общедоступный характер и не было опубликовано в установленном законом порядке, то есть, скорее всего, состряпано задним числом.
Именно в связи с этим, а также с тем, что администрация БМР замахнулась на конституционные права граждан (чего не учел Балаковский районный суд), Денис Мамаев и был освобожден от административной ответственности.
Что касается Данилы Бузанова, то обвинения его в том, что он нарушил закон, принимая активное участие в несанкционированном мероприятии, выкрикивая лозунги протестного характера, тоже не нашли подтверждения в областном суде. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ, гражданин не нарушает закон, участвуя в несанкционированном мероприятии, если он соблюдает все законные требования сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ и не препятствует исполнению служебных обязанностей ими. Бузанов и не препятствовал. И тоже был освобожден от административной ответственности, которую ему вменил Балаковский районный суд.
Решения областного суда (слава Богу, что он помнит о Конституции РФ) в отношении Мамаева и Бузанова стали, с нашей точки зрения, своего рода предупреждением администрации БМР. А именно: нельзя утверждать документы задним числом – это считается подделкой, за что грозит административная и даже уголовная ответственность. Но почему-то никто из правоохранительных органов не придал значения постановлению администрации о «детском концерте», оформленному без соблюдения законодательных норм, даже после решения облсуда. Хотя, о чем это я? И вообще, общая тенденция «что хочу, то и ворочу», царящая, судя по всему, в администрации, чревата последствиями. Впрочем, для граждан, засевших там, особенно на руководящих постах, всё, как нам кажется, «божья роса», хоть делай в их отношении что-то, хоть не делай.
К. ФАГОТ