В моей семье очень много ветеранов Великой Отечественной, участников афганской войны, чеченской. Да и сейчас на СВО несколько внучатых племянников воюет. Я знаю, что такое горечь потерь, что такое память о ветеранах. Не понаслышке, как трещат сегодня некоторые чины, рассуждая о патриотизме, а сами в армии не служили, автомата в руках не держали, в парадном костюме и дорогущих ботиночках елочку сажают в аллее Героев. Такое явление у нас всегда называли «показухой». Другого слова для лжепатриотизма не придумали.
У моего деда Хакима по материнской линии 18 внуков, у деда по отцовской линии почти столько же. У меня четверо родных братьев и четыре родных сестры. Старшей сестре, к которой я на днях поеду в гости в Сибирь, нынче в январе исполнилось 95 лет, она ветеран Великой Отечественной, её муж, участник Великой Отечественной, кавалер двух орденов и множества медалей.
Нас, последышей у отца, четверо родных братьев Гайсиных. Сначала все отслужили в Советской армии, потом все вместе поехали в Казань, к отцу на Родину, покорять университет. Почти одновременно все поступили.
Дед Хаким, хоть ему было больше сорока лет, добровольцем ушёл на фронт. А вместе с ним ушёл защищать Ленинград в одном окопе с отцом, то есть, с дедом Хакимом, его сын, мой родной дядя Салим. Дядю Салима тяжело контузило, ранило, но он пришел живой домой. Деда похоронили на госпитальном кладбище на станции Бабаево под Череповцом Вологодской области. С дядей Салимом я ходил в баню, видел все его израненное тело, это очень страшно. А вот деда Хакима мы искали годами, десятилетиями. Хотя была на руках похоронка из Бабаево.
Все выяснилось несколько лет назад. Когда переписывались с работниками администрации города Бабаево (за эти многие прошедшие годы станция превратилась в город), выяснилось, что в фамилию деда вкрались ошибки, вместо Мавлютов, его записали Мавбитов, неверно записали всего две буквы, а имя и отчество верные, его, деда. Нашли в архивах запись о высланной похоронке, которую мама хранила всю жизнь, шесть десятков лет и передала старшему брату.
Бабаево находится недалеко от Ленинграда, почти на одной восточной долготе с Москвой. Именно сюда, в Бабаево, в Череповец и Вологду везли раненных бойцов.
Из справки: С начала войны по 1 апреля 1943 года через Вологодскую область проследовало 1586 эвакоэшелонов и 280 пароходов из Карело-Финской ССР, Ленинграда, Москвы, Ленинградской и Мурманской областей и других регионов нашей страны.
Вологда ежедневно принимала около 10 санитарных поездов. Через Вологду только за период с 26 января по 25 апреля 1942 года прошло 215 эшелонов с эвакуированными ленинградцами, 186287 человек. С этих эшелонов были сняты 5149 тяжелобольных для излечения в госпиталях и больницах Вологды.
Очевидцы вспоминали: «С поезда снимали не только больных, но и десятки трупов... не доходило до сознания, что в Ленинграде так плохо...». Спасали живых.
Снятых с эшелонов умерших никто особо и не считал, похоронить бы...
В Вологде, Череповце, Бабаево множество госпитальных кладбищ. Здесь похоронены десятки тысяч наших бойцов со всех концов великого Советского Союза и беженцев из Ленинграда. В том числе мой дед Хаким.
Мы нашли нашего деда. Съездили на его могилу, посетили мемориальный комплекс воинам, умершим в госпитале Бабаево, его внук, мой младший брат Руслан и его сын, правнук деда Хакима Альберт.
Сегодня очень сложное время. Трудно провести парад, демонстрацию, шествие Бессмертного полка. Но вспомнить всех ветеранов надо. Но достойно, без пафоса и лжепатриотизма.
Для меня, например, неприемлемо нарисовать портрет моего деда на майку и ходить в ней. Это, на мой взгляд, неприлично, вульгарно. То же самое нарисовать его портрет на стекле автомобиля. Куда девать пару дней ношенную с портретом ветерана майку? Что делать с пылью, оседающую на портрет ветерана на стекле авто? Кто-то об этом задумывался?
Вспомним историю появления таких маек. Их всегда носили фанаты кого-либо или чего-либо. Микки Мауса, Битлз, Тайсона, ещё кого-то… Мы должны стать такими же фанатами, вспоминая наших самых родных и близких людей? Или все же мы патриоты своей Великой страны и должны вспоминать наших легендарных дедов и прадедов более достойно, с честью?
Сейчас же находим призыв напечатать на майках портреты наших ветеранов и ходить с этим, не знаю уж, как называть такую акцию... Видим и рекламу на эту тему, платные услуги за, назовём, наклейку ветерана ВОВ. Это правильно?
Повторюсь: для меня, скажу и за деда – это неприемлемо!
Мы с внуком Глебом, а ему всего восемь лет, присели за стол и начертили генеалогическое древо. Теперь он знает, что его прадед Иван Андреевич Комаров был на войне, попал в плен, освобожден, всю жизнь прожил в Марксе, здесь похоронен.
Его прапрадед Хаким Мавлютович Мавлютов защищал Ленинград от полчищ фашистов, контужен и ранен, умер от ран и похоронен на станции Бабаево Вологодской области.
Мой внук не будет носить их изображения на майке. Он наденет мою бескозырку с лентой Тихоокеанского флота. А придет время, обязательно пойдёт служить в ряды нашей славной Российской Армии. Так в нашем роду все с честью и достоинством служили Родине!
В Великий День Победы мы обязательно с Глебом пойдём в парк Победы. Возложим цветы к Обелиску, где среди множества имен высечено имя его двоюродного деда Ивана Ивановича Даниловича. Он о нём ещё не знает. Иван Иванович – поляк из Белоруссии. Прадед Иван Андреевич Комаров – русский из города Бийск Алтая. Прапрадед Хаким Мавлютович Мавлютов – татарин из Омской области Сибири. Но они все вместе сражались против фашистов в тяжелые годы для Родины. И выстояли!
Вот об этом мы будем помнить всегда!