После 60 долгих часов мучений Омайра Санчес Гарсон произнесла душераздирающие последние слова, прежде чем отказаться от обреченной борьбы за выживание.
Последние минуты жизни 13-летней девочки были запечатлены толпой журналистов, которые беспомощно наблюдали за тем, как она лежит в ловушке под крышей собственного дома, зажатая под водой бетоном и обломками.
Трагический образ девочки – по плечи в воде, с усталыми, черными глазами – стал синонимом извержения вулкана Невадо-дель-Руис в Армеро (Колумбия) почти четыре десятилетия назад.
Омайра оказалась в страшной ситуации, когда смесь вулканической лавы и льда, называемая лахаром, хлынула в долины рек, расположенных внизу, и в близлежащие деревни.
Подросток и еще около 25 тыс. человек погибли в результате катастрофы, полностью уничтожившей 14 населенных пунктов.
Некоторые говорят, что ее участь была хуже смерти: Омайра целых три дня пролежала в ловушке под остатками дома своей семьи.
Смертоносный оползень обрушился на дом, затопив его и всех, кто в нем находился, но школьнице чудом удалось выжить.
Спасатели услышали ее крики и обнаружили ее по грудь в грязной луже воды, а ее тело было зажато между затонувшими обломками.
Под поверхностью грязи руки мертвой тети Омайры все еще цеплялись за ее ноги.
Водолазы не могли найти способ освободить ее от бетона, не раздробив ей ноги, но у них не было средств, чтобы оказать ей жизненно необходимую помощь, если бы они их ампутировали.
После неудачных попыток освобождения было решено, что самое доброе, что можно сделать, – это создать ей комфортные условия. Для поддержания ее на плаву вокруг нее была положена шина.
Журналисты, фотографы, телевизионщики, сотрудники Красного Креста и представители экстренных служб собрались вокруг нее в надежде на спасение. Но в итоге они стали единственным источником ее утешения в последующие мучительные дни.
Невероятно, но Омайра сохраняла спокойствие на протяжении всех испытаний, за исключением нескольких коротких периодов паники, и с удовольствием общалась с людьми.
Окружающие пели вместе с ней, давали ей сладкую еду и газировку в надежде хоть как-то утешить.
На третью ночь у Омайры начались галлюцинации: она говорила окружающим, что не может опоздать в школу, так как ей предстоит сдавать экзамен по математике.
Глаза настолько налитлись кровью, что казались черными, руки побелели, а лицо опухло.
Но, несмотря на свои мучения, она попросила оставшихся с ней людей уйти, чтобы они могли отдохнуть.
Перед тем как в последний раз закрыть глаза, девочка произнесла свои душераздирающие последние слова, которые услышал весь мир.
Цепляясь за обломки над головой, она спокойно посмотрела в камеру и сказала: «Мамочка, я тебя очень люблю, папочка, я тебя люблю, братик, я тебя люблю».
Смерть Омайры 16 ноября 1985 г., скорее всего, наступила в результате гангрены или переохлаждения.
Ее брат выжил в лахарах, унесших жизни ее отца и тети, как и ее мать, которая в момент смертоносного извержения находилась в Боготе.
Позже она сказала о смерти Омайры: «Это ужасно, но мы должны думать о живых... Я буду жить ради моего сына, который потерял только палец».
После гибели Омайры колумбийское правительство подверглось резкой критике за недостаточную подготовку к извержению вулкана.
Небольшая ремарка.
Почему нужно рассказывать о трагических случаях, которые произошли несколько лет назад и нужно ли это делать? С нашей точки зрения – да. Ведь спустя десятилетия люди забывают о трагедиях, становятся беспечными, теряют бдительность. А это приводит к повторению ошибок. Напоминание о трагедиях также может помочь обществу не забывать о тех, кто пострадал в результате прошлых бедствий.