КультураНовостиНовости БалаковоОбществоСобытия

Премьера в балаковском ТЮЗе: пипл и сардины схавает?

Три с половиной часа тягомотного действия премьерного спектакля в Балаковском ТЮЗе выдержали не все зрители. Часть ушла после первого акта, устав от полнейшего хаоса на сцене и криков актёров.

Несмотря на довольно быстрый темп постановки, зрелище почему-то совершенно не увлекало. А постоянные выкрики: «Сардины! Сардины!» – настолько проели мозг, что стали главным раздражителем спектакля.

Хороший английский драматург Майкл Фрейн году этак в 1982 написал комедию «Шум за сценой» по принципу «театр в театре». Сам Фрейн обозначил эту пьесу как фарс, который следует играть соответствующим образом. По сюжету провинциальный театр приглашает со стороны режиссера поставить спектакль «Любовь и сардины». Название само за себя говорит о том, какого уровня этот театр и его труппа.

Фрейновский режиссер прилагает все усилия, чтобы привести актеров в чувство, однако те постоянно выясняют отношения, перебраниваются и так далее. Показывается закулисье театра, жизнь на сцене, то есть актерам в пьесе в какой-то степени нужно играть самих себя. Что, в общем-то, достаточно непросто: здесь и переборщить можно.

Учитывая, что гротескность происходящего заставляет постоянно лавировать на грани фарса, от игры актеров и режиссерской работы зависит качество спектакля, поставленного по этой пьесе. Если режиссер задаст не тот тон, есть вероятность скатиться в пошлость либо в тягомотину.

Это, кажется, и произошло на премьере спектакля 7 февраля «Театр… театр… или Шум за сценой» в постановке худрука ТЮЗа Максима Потапова.

Начало у заезжего в балаковский провинциальный театр режиссёра (прямо как в пьесе), действительно, было не плохим. Радовали зрелищные музыкальные детские постановки: «Зазеркалье Снежной Королевы», «Волшебная лампа Аладдина», «Поди туда, не знаю куда». Достойны внимания были и вечерние спектакли: «Афинские вечера», «Мой бедный Марат», «№ 13», «Без вины виноватые».

Участие в федеральной программе «Культура малой родины» дало возможность улучшить материально-техническую базу театра и пригласить самарских режиссёров: Ольгу Рябову, которая поставила «Сомнамбулизм», Александра Мальцева, чьи спектакли «Безымянная звезда», «Вий» и «Салтан» имеют немалый успех. Добавили востребованности ТЮЗу и постановки молодого режиссёра Екатерины Бондаренко: «Новогодние приключения Маши и Вити», «Чучело», «Волшебное кольцо», «Красавица и Чудовище», «Мэри Поппинс». Приглашённая из Самары в балаковский театр талантливая девушка оказалась для худрука «курицей, несущей золотые яйца».

Однако, почивая на лаврах, Потапов, видимо, стал работать по принципу «пипл схавает» и выбирать для постановок самые кассовые пьесы. Его спектакли 2019 года: «Боинг-Боинг», «Леди на день», качество которых зрители ставят под сомнение, явное этому свидетельство. А теперь постановка «Шума за сценой», которую, в принципе, можно было бы назвать «Любовь и сардины», так как режиссер ее просто не вытянул.

Интересно, почему Потапов решил, что балаковского зрителя можно привлечь истошными криками, бездарной буффонадой и пошлостью? Наиболее терпеливый зритель на премьере надеялся, что во втором акте всё же увидит что-то стоящее, но напрасно! Единственным достойным фрагментом, длившимся несколько минут из почти четырехчасового действа, была сцена актёрского закулисья – но это, скорее, заслуга блистательного актёра-профессионала Юрия Савельева.

Пока ещё репертуар ТЮЗа будет востребован балаковским зрителем – благодаря постановкам Мальцева и Бондаренко. Но что будет через два года, когда финансирование по федеральной программе «Культура малой родины» прекратится? Приглашать самарских режиссёров финансы не позволят, а премьерных спектаклей Бондаренко почему-то в репертуаре этого года нет. То есть на сцене ТЮЗа мы будем видеть постановки Потапова про «любовь» и «сардины»?

Т. КРИТИК

Back to top button