Новости БалаковоСтатьи

Проплывали субмарины мимо Балакова…

«Какие еще субмарины? Что за ерунда!» – удивится иной читатель. Где мол, мы, а где – море? А вот некоторые старожилы и, особенно, ветераны шлюзовой службы не удивятся. Мимо нашего города (а после появления Саратовской ГЭС и судоходного канала – можно сказать, прямо через город) подводные лодки проходили. И неоднократно.

В общем-то, российский военный флот, а ранее княжеские дружинники и лихие речные пираты (один из представителей – Стенька Разин) исстари активно ходили по великой славяно-тюркской реке Волге – она же Идель-Итиль, она же античная Ра. Адмиралы пользовались этим внутренним водным путем для так называемого межтеатрового маневра своих кораблей. Например, в 1911 г. мимо тогдашнего села Балаково с Балтики на Каспий проследовали новенькие канонерки «Карс» и «Ардаган», прослужившие Отечеству под разными именами аж до конца 50-х годов. По приказу Ленина в годы Гражданской войны (которую он со товарищи и развязал) тем же маршрутом проходили балтийские миноносцы. По Волге мимо Балакова шли при Ленине и большевистские (разумеется, бывшие царские) подводные лодки «Макрель» и «Окунь», переведенные с Балтийского флота – это были первые субмарины, которые могли увидеть местные жители.

По Волге мимо Балакова шли при Ленине и большевистские (разумеется, бывшие царские) подводные лодки «Макрель» и «Окунь», переведенные с Балтийского флота – это были первые субмарины, которые могли увидеть местные жители.

Родина конструкторов

В годы индустриализации в Горьком на заводе № 112 (более известном как «Красное Сормово») была налажена крупносерийная постройка подводных лодок. Часть их отправлялась потом по Волге на тот же Каспий, в Астрахань и Баку, где субмарины достраивались и испытывались. До Астрахани лодки буксировали в специальных плавучих доках.

Прорыв в 1942 г. немецких войск к Волге в районе Сталинграда практически запер на Каспии находившиеся там подводные лодки – средние типа «С» («эски») и малые типа «М» («малютки»). Лишь после разгрома врага в Сталинградской битве полномасштабное судоходство на Волге было возобновлено, и появилась возможность отправить эти субмарины внутренними водными путями в Архангельск, в состав Северного флота. До Саратова лодки в доках тянули буксиры; от Саратова до Горького они шли своим ходом, после чего их снова помещали в транспортные доки.

Вот как описывает плавание подлодок «С-16» и «С-19» на этом участке реки в 1944 г. «Энциклопедия советских подводных лодок 1941–1945 гг.» (автор А.В.Платонов): «Переход кораблей на участке Саратов-Горький проходил в тяжелых навигационных условиях. 22 апреля в районе Балакова подлодки встретили битый лед, местами сгущавшийся до среднего ледохода протяжением до 25 км… Подводные лодки благополучно миновали участки ледохода без каких-либо повреждений корпусов и гребных винтов. Весь этот отрезок пути они шли только в светлое время суток, так как навигационное ограждение фарватеров еще отсутствовало».

Проходя мимо Балакова, вряд ли кто-то из подводников тех «эсок» знал, что этот вполне себе захолустный провинциальный городишко является родиной создателей их кораблей.

Проходя мимо Балакова, вряд ли кто-то из подводников тех «эсок» знал, что этот вполне себе захолустный провинциальный городишко является родиной создателей их кораблей. Подводные лодки типа «С» были спроектированы в Ленинграде в специальном конструкторском бюро под руководством балаковца Сергея Туркова, пришедшего в военный флот и ставшего инженером-кораблестроителем по комсомольскому набору. А корпусной отдел этого бюро возглавлял другой балаковец, друг Туркова Владимир Перегудов, впоследствии – конструктор первой отечественной атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Проект «эсок», оказавшихся лучшими субмаринами ВМФ СССР периода Второй мировой войны, был разработан на основе документации, приобретенной в начале 1930-х гг. у немецкой фирмы «Дешимаг». Сам Турков был расстрелян в 1937 г. по лживому обвинению в шпионаже, сфальсифицированному негодяями из ежовского НКВД.

Именно подводная лодка типа «С» – знаменитая «С-13» под командованием лихого капитана 3 ранга Александра Маринеско потопила 30 января 1945 г. на Балтике немецкий военный транспорт «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 тысяч тонн.

Вот такое кино

После Великой Отечественной войны переброски подводных лодок из Горького на Каспий (а потом обратно и далее на Север) и на Черное море продолжились. На «Красном Сормове» в 1950-е гг. по проекту 613 было построено более сотни средних дизельных подводных лодок, первая из которых («С-80») также была переброшена по Волге – мимо Балакова – на Каспийское море, и, завершив там испытания, ушла тем же путем на Северный флот. Главным конструктором проекта 613 был Владимир Перегудов (кстати, тоже отсидевший в застенках НКВД по придуманному там обвинению), и в данном проекте были опять-таки реализованы и лучшие наработки немецких конструкторов, воплощенные ими в своих  субмаринах XXI серии – самых совершенных в мире лодках Второй мировой войны (некоторые из этих лодок и соответствующая документация стали трофеями СССР).

Один отставной офицер флота рассказывал мне, что когда погибших членов экипажа С-80 извлекли из отсеков лодки, они выглядели, как живые, но, соприкоснувшись с воздухом,  трупы начали чернеть и разлагаться…

Судьба подлодки «С-80» сложилась трагически – в январе 1961 г. она, к тому времени переоборудованная в носитель двух крылатых ракет П-5 с ядерными боеголовками  для поражения береговых целей, затонула со всем экипажем в Баренцевом море на глубине 200 метров. «С-80» удалось обнаружить только в 1968 г., а подняли ее в 1969 г. Один отставной офицер флота рассказывал мне, что когда погибших членов экипажа С-80 извлекли из отсеков лодки, они выглядели, как живые, но, соприкоснувшись с воздухом,  трупы начали чернеть и разлагаться…

В последующем с верфи завода «Красного Сормово» в транспортных доках переходили по Волге, минуя Балаково, и далее по Дону на Черное море большие дизельные подводные лодки проектов 641Б «Сом» и средние проекта 633.

Одна из черноморских лодок типа «Сом», кстати, сыграла роль американской субмарины в известном советском «морпеховском» боевике «Одиночное плавание» с артистом Михаилом Ножкиным в главной роли. Другая (служившая, правда не на Черном море, а на Севере) ныне экспонируется для широкой публики совсем близко – в Тольятти, в тамошнем парковом комплексе истории техники.

Константин ЧУПРИН

Back to top button