Редакцию «Строителя коммунизма» в Балаково не раз спасала Зинаида Михайловна
Давно отгремели в Балаково Всесоюзные ударные комсомольские стройки. Но события тех времен до сих пор остаются в памяти у балаковцев. Каждый раз, когда я открываю свой семейный альбом, то сразу обращаю внимание на черно-белые фотографии, многие из которых мне когда-то подарила Зинаида Михайловна Тарлаковская.
Эта женщина с начала организации коллектива управления Саратовгэсстрой выполняла обязанности лаборанта в фотолаборатории стройки.
Наша редакция газеты «Строитель коммунизма» делила одно помещение с нашими коллегами-фотографами. Мы действительно были почти одним коллективом, так как выполняли практически одни и те же задачи. Только мы – пером, а они своими снимками.
Нам, журналистам, крупно, повезло, что рядом работала эта женщина. Зинаида Михайловна спасала нас от всяких ненужных выпадов со стороны некоторых героев наших публикаций. А таких было, конечно, немало. Кому-то не нравилась критика в его адрес. Кто-то был не согласен с позицией газеты. Часто звучали обиды в адрес журналистов газеты и от рабочего литературного сообщества.
Так, рабочий поэт, плотник ДОЗа Григорий Минеев, не раз начинал уже при входе в нашу редакцию громко возмущаться, что его стихи мы задерживаем в печать. Не дав ему особо напрячь голосовые связки, в дело тут же вступала Зинаида Михайловна. Она простым языком объясняла поэту о своем восприятии его творчества. Говорила с позиции простого читателя газеты.
Надо отдать должное Минееву: он никогда не ходил с жалобой на нас к начальству стройки. После общения с Зинаидой Михайловной тихо ждал очереди публикации своих произведений, которые, кстати, были вполне профессиональные.
Или вспоминаю такой случай. К нам в редакцию как-то буквально залетел разгневанный спортсмен Алексей Боряев. С ходу накинулся на меня с претензией, что я проиллюстрировала интервью с ним фотографией не пневматического оружия из его тира, а настоящего стрелкового. Сразу скажу, этот прокол был не мой. Все снимки к статьям в газете ставил главный редактор. Но Зинаида Михайловна опять пришла нам на помощь. Она припомнила этому спортсмену много того, что он сам о себе давно подзабыл. При этом пообещав ему, если он не перестанет возмущаться, о его поступках узнает весь коллектив стройки.
Больше мы Боряева у себя не видели. Он еще долго обходил нашу редакцию стороной и стал со мной здороваться и общаться только спустя два десятилетия.
Обращались мы к Зинаиде Михайловне и тогда, когда нам требовалось привлечь фотографа лаборатории к поездкам по стройкам. Фотографы газеты были очень заняты. Они порой трудились над проявкой фотографий сутками. От них все требовали оперативности. А мы, естественно, болели душой за свою многотиражку. Нам нужны были тематические снимки к нашим материалам.
Вот тут Зинаида Михайловна и помогала нам по полной программе. Только она могла убедить своего начальника фотолаборатории Михаила Юрьевича Разумова в необходимости выделения в наше распоряжение их ценного сотрудника. Этим ценным сотрудником был для меня лично Григорий Лобода.
С Гришей мы не раз делали очень интересные материалы с площадок Всесоюзных строек. Я как журналист с большим удовольствием работала бы и в паре с Флюром Нургалиевым. Но в этом мне не помогла и сама Зинаида Михайловна. Доступ в его фотостудию всегда был закрыт по причине его работы с цветной фотографией. В то время эта была новинка, и ее испытание доверено было только этому фотографу.
Когда на заслуженный отдых провожали нашу устроительницу порядка, мы заранее приуныли. Понимали, что в ее лице теряем настоящего друга и коллегу, который готов отстаивать авторитет своего родного коллектива до конца и на все уровнях.
На фотографии к этой статье мне 40 лет. Фото на юбилей подарила мне Зинаида Михайловна. 35 лет назад она считала, что это ее самая лучшая из фоторабот.
Ольга БУЛГАКОВА