А наши деды были моложе нас... С Днем Победы!

Вот говорят: отцы и деды отдали за нас свою жизнь. А ведь отцы и деды тогда были или нашими ровесниками, или нашими детьми, или даже внуками по возрасту. Юные, молодые, полные сил, которым жить и жить.
Мой дед, Михаил Гаврилович Шмелев, пропал без вести в декабре 1941 года. Он ушел на фронт, оставив жену, а также дочь, которой было год и три месяца. Балагур, как о нем рассказывали, компанейский человек – и до войны, и на фронте он всегда поддерживал своих товарищей и умел подбодрить, развеселить, вселить уверенность и не дать раскиснуть.
Некоторые его сослуживцы выжили и вернулись домой. А деда отправили с группой на разведку – и всё. Не вернулся никто. И не найти никого. Ведь и документы разведчиками были сданы командирам.
И когда старики мне рассказывали, каким был дед, мне всегда представлялось, что это человек в возрасте, поживший и повидавший многое. А потом я нашел документ с годом его рождения и «выбытия» и посчитал, сколько же ему было в 41-м, когда он погиб.
29 лет! Я сейчас старше его почти на два десятка лет.
И это наверняка на фронте был зрелый возраст. О том, сколько же погибло буквально школьников – отцов и дедов, как сейчас говорят, – страшно подумать. И сколько горя навсегда поселилось в их семьях…
Верно сказано: это праздник со слезами на глазах.
К сожалению, время стирает всё. Но память все-таки остается даже у тех, кто никогда не знал и не видел тех молодых ребят, которые умерли за то, чтобы мы жили. Победителей – даже после их смерти.
Это память не от пафосных речей высокопоставленных лиц. Она, скорее, генетическая. И, знаете, это понимают, к счастью, многие люди.
С Днем Победы!
Сергей АЛЕКСАНДРОВ