Наука и техникаСтатьи

Скорбят ли животные по умершим, как люди?

В 1972 году глубоко в тропическом лесу Танзании последний вздох испустила знаменитая стареющая шимпанзе по имени Фло. Для ее сына, Флинта, это казалось невыносимой потерей. Шимпанзе, который был необычайно привязан к своей матери, внезапно стал вялым, потерял аппетит и все больше изолировался от остальных членов отряда.

«Он редко ел, а к концу третьей недели потерял более трети своего веса», – писала молодая Джейн Гудолл: знаменитый приматолог долгое время наблюдала за отрядом. Затем, через месяц после смерти матери, Гудолл сообщила, что истощенный Флинт тоже умер.

Исследователи зафиксировали десятки случаев подобного странного и душераздирающего поведения в животном мире, когда умирают родственники или компаньоны животных. Такое поведение вызывает интересный вопрос: горевали ли животные и оплакивали ли они своих умерших, как это делают люди?

Не так давно этот вопрос можно было бы счесть ненаучным. Но все больше исследователей изучают эту идею, и их работа относится к широкой области исследований под названием «эволюционная танатология» – изучение смерти и связанных с ней ритуалов.

Все чаще эта область включает исследования поведения, выходящего за рамки человеческой сферы – например, случай самки шимпанзе в Замбии, которая травой чистила зубы своего недавно умершего приемного сына. Или рассказ о кенийской самке жирафа, которая бдительно охраняла тело своего мертвого детеныша даже после того, как его растерзали гиены. Все это было опубликовано в журналах о природе.

Точно так же в 2018 году многие были потрясены историей о самке косатки в Салишском море у побережья Канады и Вашингтона, которая 17 дней неустанно тащила за собой своего безжизненного детеныша, преодолев с телом 1600 километров, прежде чем, наконец, отпустить его.

Подобное поведение демонстрируют не только дикие животные, но и домашние: Стефания Уччедду, ветеринар и научный сотрудник ветеринарной клиники и лаборатории Сан-Марко в Италии, вспомнила случай, произошедший несколько лет назад, когда к ней на лечение привели собаку, отказавшуюся от еды. «Мои коллеги взяли образцы крови, проверили сердце – все было в порядке. Не было никаких причин, чтобы объяснить, почему собака больше не ест, – рассказала Уччедду. – Единственная причина в том, что брат пса умер неделю назад».

Это событие положило начало исследованию Уччедду поведения собак, связанного со смертью, в результате которого было проведено первое исследование, зафиксировавшее у этих животных сходное с горем поведение после смерти их собачьих компаньонов – в числе прошлого они больше спали, а также меньше ели и играли.

В дикой природе слоны демонстрируют некоторые из наиболее широко задокументированных и поразительных форм поведения, связанных со смертью. Известно, что африканские слоны носят с собой челюстные кости своих умерших сородичей и подолгу собираются в тишине над трупами, почти не двигаясь, с опущенными вниз головами и хоботами, упирающимися в землю.

Взрослый слон оплакивает умершего члена семьи в Национальном парке Серенгети в Танзании. (Фото: StuPorts через Getty Images)

Азиатские слоны демонстрируют поведение, похожее на траурное. В 2013 году биолог-слоновод Санджита Похарел нашла мертвого азиатского слона на берегу реки в Индии, в месте, лишенном растительности. Несмотря на это, тело было таинственным образом окружено множеством веток, деревьев, листьев и всего остального.

«Это указывает на то, что их могли туда принести», – рассказала Покхарел, которая работает в Киотском университете (Япония) и позже описала это событие в исследовании 2019 года в журнале Primates. Она также поведала, что две самки пришли на место и почти торжественно обошли вокруг тела. Несколько ритуальный сценарий напомнил ей «похоронную церемонию, которая происходит в индуистской культуре, когда люди обходят вокруг тела», – сказала Покхарел.

«Это было точно так же», – добавила она.

В 2022 году она и ее соисследователь и муж Начикет Шарма, биолог слонов, также работающий в Киотском университете, опубликовали в журнале Royal Society Open Science исследование, в котором описано несколько связанных со смертью форм поведения у азиатских слонов, включая редко наблюдаемое поведение самок, упорно несущих в течение нескольких дней подряд с помощью хоботов и бивней мертвых новорожденных.

«Много раз мы также испытывали эмоции, наблюдая за этим, – говорит Похкарел. – В этом, как человек, вы можете ясно увидеть какое-то горе. Но я не знаю, можно ли назвать это горем, имея ввиду животных».

Она описала трудности, лежащие в основе подобных исследований: исследователи не имеют точных научных доказательств, переживают ли горе эти животные. Но в то же время, если исследователи не признают то, что нельзя измерить, не рискуют ли они упустить из виду потенциальное богатство эмоций животных?

Как же тогда назвать то, что дельфин, потерявший своего товарища, опускается на дно бассейна, сидит там долгое время и всплывает на поверхность только для того, чтобы подышать? Или вопль, который издает морской лев, когда теряет своего детеныша?

Предположение о том, что животные чувствуют привязанность к своим товарищам и испытывают эмоции, похожие на горе, когда те умирают, может иметь огромные последствия. Это может сделать нас более чуткими к нашим питомцам и помочь нам лучше заботиться о животных в зоопарках. Это также может побудить людей больше заботиться о воздействии человечества на планету – будь то браконьерство, разрушение среды обитания, загрязнение или изменение климата – и привести более убедительные аргументы в пользу ее защиты для видов, с которыми мы ее разделяем.

Back to top button