ОбществоСтатьи

Со скоростью звука. Дмитрий Козенко о возможных причинах моментальной реформы власти

15 января в своем послании Владимир Путин выдвинул  предложения провести реформу Конституции. Через два часа ушло в отставку правительство Дмитрия Медведева. И тем же вечером было объявлено о создании рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. 

Днем 16 января Владимир Путин встретился с рабочей группой и попросил ее участников  выверить все предложения до «каждого слова, каждой буквы, а, может быть, даже каждой запятой» 

17 января состоялось первое заседание рабочей группы. 

О том, кто же доводил до ума идеи президента, было сказано немало: одиннадцать правоведов, дрессировщик, космонавтка шестидесятых, пианист, прыгунья с шестом и другие столь же странные люди.

Возможно, по чьему-то замыслу они должны были представлять (имитировать) срез общества. Хотя передовых рабочих и ударников сельского хозяйства в составе группы не было.

Рабочая группа трудилась без выходных, и в понедельник 20 января члены группы заявили, что они смогли «отточить формулировки и выверить все юридические тонкости президентского законопроекта». В тот же день президент внес в Государственную Думу законопроект о поправках в Конституцию.

20 января Председатель ГД Вячеслав Володин сначала заявил, что поправки в Конституцию не будут вносить «бегом», а депутаты рассмотрят предложения «вдумчиво и с обсуждением…Никто не планирует [вносить поправки в Конституцию] «бегом», к каким-то срокам. Вдумчиво, ответственно, с участием экспертов, рабочей группы». Однако на следующий день 21 января Совет Думы рассмотрел президентский законопроект о поправке в Конституцию и передал документ в думский комитет по законодательству и госстроительству. Вячеслав Володин допустил, что уже в четверг, 23 января, законопроект может быть рассмотрен в первом чтении.

20 января подал в отставку Генеральный прокурор страны Юрий Чайка.

22 января было сформировано новое правительство. Здесь случилась единственная задержка – состав кабинета обещали представить к 18.00 по Москве, а вышло уже в десятом часу вечера.

Понятно, что конституционная реформа породила множество вопросов, на которые ответы не даны.

С какой целью начата реформа?

Чем будет заниматься Госсовет, из кого будет состоять и кто будет его председателем?

В какой форме будет проводиться «всенародное голосование» 12 апреля и будет ли оно иметь хоть какое-то значение?

Один из самых главных вопросов: почему реформы проводятся с такой ошеломляющей скоростью? На него пытаются ответить почти все, кто о реформах пишет, но признаем, что ответы вызывают сомнения.

Ответ официальный – от пресс-секретаря  Кремля Дмитрия Пескова: «Президент озвучил инициативу. Любые инициативы, которые озвучиваются главой государства, они, безусловно, встречаются с большим вниманием, и реализация этих инициатив, их обсуждение, всегда осуществляется в исключительно приоритетном порядке. Это реальность, в которой мы существуем и это абсолютно понятная и ясная реальность». Но можно возразить Пескову – национальные проекты тоже были инициативой президента, однако сказать, что их реализуют «в исключительно приоритетном порядке», никак нельзя.

Последняя по времени попытка ответа от бывшего советника Путина Андрея Илларионова – спешка обусловлена стремлением завершить конституционные реформы до намеченного на март процесса о гибели малазийского «Боинга». Мол, когда будет закреплен приоритет российского права над международным, не придется платить компенсации семьям погибших. Согласитесь – налицо несоответствие действий и причин: проводить реформу Конституции, чтобы не платить компенсации – это как-то мелковато.

Причина внутриполитическая: успеть провести реформы пока оппозиция не сообразила в чем дело и не сконцентрировалась. Звучит забавно, тем более что оппозиция в большинстве своем проявила полное равнодушие к реформам 15 января.

Причина экономическая – провести реформы, пока есть деньги, чтобы предполагаемое  недовольство можно было лишними деньгами залить. Развитие этого тезиса – успеть до возможного мирового экономического кризиса. Что ж, можно принять за объяснения, но с другой стороны, как наличие Госсовета или расширенные полномочия Госдумы смогут помешать мировому кризису?

Причина конспирологическая – в Кремле обладают некими секретными сведениями о настроениях народных масс, и это настроение таково, что надо спешить с реформированием строя. Нечто в духе предсказаний профессора Валерия Соловья, которому апокалипсис видится едва ли не в будущую среду.

Причина внешнеполитическая. Надо успеть до выборов президента США – ноябрь этого года. Мол, если победит Дональд Трамп, реформы не понадобятся, но если вдруг демократы – то мы будем готовы. Тоже странные рассуждения. Во-первых, Трамп побеждает практически со стопроцентной гарантией. Во-вторых, если победят демократы, хотя они еще между собой не разобрались, и усилят санкционный режим до предела, то каким образом тот же Госсовет сможет ослабить санкционную удавку?

И наконец, самый залихватский прогноз от экспертов «Открытых медиа»: власти торопятся изменить Конституцию к 75-летию Победы, чтобы уже до конца года назначить досрочные выборы Госдумы, а после, возможно, – и президента.

На самом деле ответ на это вопрос и другие знает только один человек, который реформу затеял и проводит ее со скоростью звука. Но поделиться этими ответами с обществом Владимир Путин не спешит.

 

 

Back to top button