Истории о балаковцахНовости БалаковоСобытия

Старшая медсестра хосписа в Балаково: смерть обреченных ничем не отличается от любой другой смерти

В балаковском хосписе работает замечательный человек – Нина Козак. Почти каждый день на ее глазах умирают люди, вылечить которых невозможно: они обречены на смерть и доживают в отделении паллиативной помощи последние дни. Однако Нина Борисовна начинала свою деятельность не в «последнем пристанище», провожая умирающих, а, напротив, встречая новые жизни: она была операционной сестрой роддома и сейчас принимает новорожденных.

Об этом и не только рассказывает пресс-служба Балаковской городской клинической больницы.

Ценностная матрица

Кто-нибудь из вас обращал внимание, что представители профессионального медицинского сообщества никогда не смотрят на этот мир с враждебностью?

Они легче прощают, реже строят иллюзии, всегда открыты новому и с годами не теряют навык видеть прекрасное в мелочах. Видимо, процесс освоения искусства врачевания формирует в душе человека уникальную ценностную матрицу. Медики даже к трудностям относятся с пониманием, впрочем, как и к чудесам. И те, и другие – неотъемлемая часть их повседневной работы.

Поэтому стоит ли удивляться, что и судьбы у медиков невероятно интересные? Профессия обязывает!
Героиня нашего интервью – яркая иллюстрация всему вышесказанному.

Экспресс-досье

Активист структуры сестринской службы, член профсоюзного движения, авторитетный наставник, преподаватель ряда дисциплин в местном медколледже, медик в третьем поколении с 20–летним стажем в системе балаковского здравоохранения – и это далеко не весь перечень качеств и заслуг нашей собеседницы. Но похожим послужным списком могут похвастаться многие сотрудники Балаковской городской клинической больницы.

Истинным же поводом для публикации послужила невероятная комбинация её должностных обязанностей. Основная работа нашей героини связана с обеспечением ухода за пациентами со смертельными диагнозами, а дополнительная – с появлением новой жизни.

Речь о старшей медицинской сестре отделения паллиативной помощи Нине Борисовне Козак.

Истоки

Своё первое профессиональное образование Нина Борисовна получала в Балаковском медицинском колледже. Этот период она вспоминает с особой теплотой и трепетом. Говорит, что именно там её пылкая и местами романтизированная потребность помогать людям переросла в настоящую любовь к медицине. А субстратом для неё стал прочный фундамент знаний, который обеспечили сильные преподаватели и мудрые наставники производственной практики.

По словам Нины Козак, тот период ей чаще всего вспоминается через призму забавных историй, которыми он изобиловал.

Например, как их группа очень переживала, что во время практики они редко бывали в родовой (время было такое, низкий уровень рождаемости отмечался по всей стране). И, чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, каждое утро студенты осаждали куст сирени, растущий неподалёку от роддома, и искали на нём пятилистные цветы. Потом дружно их жевали и загадывали прибытие экстренной роженицы.

Тем ошеломительней показалось нашей героине собственное «боевое крещение». В её первую самостоятельную рабочую смену в должности операционной медицинской сестры роддома случилось целых шесть операций, три из которых относились к высокой категории сложности.

Когда Нину, наконец, сменили, она валилась с ног от усталости. Видимо, поэтому в памяти у девушки остались только сами операции и момент, как она на негнущихся от переутомления ногах с каплями крови на белых носочках и обуви (измотанная девушка даже не заметила, что забыла переобуться) перешагнула порог собственного дома, осела на пол прихожей и дала волю слезам.

Так юная Нина Козак переживала знакомство с новой, ранее ей незнакомой гранью своей профессии. Когда долг обязывает медика выполнять свои обязанности на пределе своих возможностей, а иногда и за их гранью.

Пролетело 12 лет.

За это время Нина Борисовна Козак в совершенстве освоила не только акушерское дело, но и профессию операционной медсестры. Она получила высшее образование и, казалось, что вся её жизнь пройдёт в стенах родного роддома, как вдруг нашей героине поступает предложение стать старшей медицинской сестрой отделения паллиативной помощи (в обиходе – хосписа).

Ну и как тут не вспомнить про пословицу, про гром среди ясного неба…

Смена курса

По словам Нины Борисовны, решение ею было принято быстро, но далось непросто. Ведь одно дело дарить людям счастье, а совсем другое наблюдать, как смерть забирает людей, без возможности повлиять на ситуацию.

Новая работа потребовала от Нины Козак глобального переосмысления самой сути ремесла врачевания. Поначалу наша героиня была одержима идеей всех вылечить, и понадобился не один месяц, чтобы к новому руководителю, отвечающему за сестринский уход, пришло понимание, что её пациентам гораздо важнее провести последние дни жизни достойно, комфортно, без боли и депрессии, чем идти на поводу у пустых надежд на чудесное выздоровление.

Последние, как позже выяснила Козак, только сокращают и без того короткую жизнь пациента.

Когда бастион собственных заблуждений наконец пал, Нина Борисовна все свои силы бросила на то, чтобы сделать пребывание пациентов в отделении максимально комфортным.

Сегодня в отделении паллиативной помощи не только обеспечивают профессиональный уход, снимают боль и помогают психологически. Отделение является посредником в коммуникации с самыми различными службами: другими отделениями больницы, соцзащитой, УФМС, Пенсионным фондом и т.д.

Тонкие материи

От нашей собеседницы мы узнали, что отделению очень помогают священнослужители из часовни, расположенной по соседству, а также сёстры милосердия (волонтёры прихода). И те, и другие часто приходят к пациентам, вселяя в них спокойствие и умиротворение.

По словам Нины Козак, общение с представителями церкви идёт на пользу и коллективу.

«Наше отделение – это кладезь полярных эмоций. Близость смерти не только оголяет истинные чувства людей, но и повышает их градус. Радость, искренность, отчаянье, равнодушие и предательство здесь искрятся ярче бенгальских огней в новогоднюю ночь, и коллектив невольно окунается в это «электричество», – делится Козак. – Кроме того, смерть обречённых больных ничем не отличается от смерти всех остальных. И к ней невозможно привыкнуть! Каждый такой случай воспринимается коллективом болезненно, и эти эмоции трудно контролировать. Но и показывать их нельзя. Наши подопечные эмоционально очень чувствительны: если смерть сопровождается упадническими настроениями сотрудников, это может серьёз навредить пациентам. Соответственно, коллективу приходится сдерживаться. Нам повезло, что заботу об отделении взял на себя священник Александр Бабич. До принятия духовного сана он работал врачом-анестезиологом. Ему всегда удаётся подбирать нужные слова в общении с нами, благодаря чему психологический климат в отделении остаётся благоприятным».

В качестве доказательства Нина Козак привела пример с отсутствием текучки в кадрах.

Второе дыхание

Разговор с Ниной Борисовной Козак продолжался несколько часов. Десятки историй из жизни отделения, как светлых, так и пронизанных драматизмом, проносились перед глазами и заплетались в замысловатый калейдоскоп. Пожалуй, их хватило бы на целую книгу.

Но в материал они не вошли, поскольку цель публикации не в том, чтобы утащить читателя в бездну тёмных и светлых граней человеческих душ, обнажённых дыханием приближающегося конца, а рассказать об уникальном рецепте распределения сил. О балансе, помогающем блестяще выполнять должностные обязанности без риска испытать на себе последствия профессионального выгорания.

Сегодня Нина Борисовна по-прежнему успешно руководит службой сестринского ухода в отделении паллиативной помощи. Но теперь она совмещает её с работой в перинатальном центре. Наша героиня заново подтвердила квалификацию акушерки и теперь её руки не только облегчают существование умирающим, но и помогают появиться на свет новым жизням.

Back to top button