Странные животные размером со свинью с бивнями пережили массовое вымирание, но жили ужасно
Около 251 миллиона лет назад группы травоядных животных размером со свинью, с бивнями и клювами, собрались вместе, умерли, высохли и затем окаменели, выглядя как раздавленные на дороге животные, причем отпечатки их шагреневой кожи все еще сохранились в окружающих породах.
Эти странные слои окаменелостей свидетельствуют о том, что повторяющиеся засухи были большой проблемой для этих животных, которые принадлежали к роду Lystrosaurus, что в переводе с древнегреческого означает «ящерица-лопата». Листрозавры были редкими выжившими после пермско-триасового массового вымирания – периода резкого изменения климата 252 миллиона лет назад, в результате которого погибло около 70% наземных позвоночных и 96% морских животных.
Недавно проанализированные окаменелости позволяют предположить, что Листрозавтры, возможно, просто выживали, и их жизнь была ужасной. Изменение климата, уничтожившее большую часть жизни на Земле, вероятно, вызвало сильные засухи на суперконтиненте Пангея, что могло стать причиной гибели именно этой группы животных.
«Как мы наблюдаем сегодня в связи с глобальным потеплением, похоже, что оно увеличивает вероятность экстремальных событий, – рассказала Пиа Виглиетти, научный сотрудник в области наук о Земле в Музее естественной истории им. Филда в Чикаго. – Возможно, именно это и происходило в самом раннем триасовом периоде: повторяющиеся засухи случались чаще».
Жить быстро, умереть молодым
Исследователи впервые обнаружили окаменелости 11 лет назад в пустынном регионе Кару в Южной Африке. Во время раскопок они нашли 170 тетрапод, или четвероногих животных, в песчанике толщиной около двух метров. Там же были многочисленные скопления листрозавров. Эти странные существа не были похожи ни на одно животное, живущее сегодня на Земле. Они принадлежали к группе терапсид – вымершему порядку рептилий, предков некоторых млекопитающих (млекопитающие – единственные потомки терапсид, сохранившиеся до наших дней).
«По форме они напоминали бульдога с клювом и клыками», – сказала Виглиетти в интервью Live Science.
Листрозавры были травоядными и, вероятно, использовали свои клювы для пережевывания жесткой растительности. Похоже, что они пережили бум популяции до и во время конца пермского периода, около 252 миллионов лет назад. В то время как все остальные вымирали, листрозавры были повсюду. Но, возможно, они жили не самой лучшей жизнью. Новые окаменелости относятся к раннему триасу, сразу после окончания пермского периода. По словам Виглиетти, большинство погибших листрозавров были молодыми особями, которые обычно более восприимчивы к таким бедствиям, как засухи.
Виглиетти утверждает, что листрозавры могли умирать рано и компенсировать сокращение продолжительности жизни более ранним размножением (своего рода способ «жить быстро, умереть молодым»), чтобы пережить глобальный катаклизм.
Умереть вместе
Окаменелости свидетельствуют о том, что молодые листрозавры перед смертью собирались вместе, возможно, в пойме реки, где они надеялись найти воду и растительность. По словам Виглиетти, подобное поведение наблюдается и сегодня во время засух в Африке к югу от Сахары, где животные собираются вокруг истощающихся источников воды и пищи, прежде чем погибнуть от жажды и голода.
Две окаменелости, найденные в песчаниках Кару, оставили отпечатки кожи в окружающей породе, что указывает на то, что животные могли быстро высохнуть и мумифицироваться после смерти, прежде чем окаменели. Эти две мумии находились окаменевшими рядом друг с другом, их конечности были раскинуты.
«Они оба были распростерты, как будто умерли, когда куда-то шли, – сказала Виглиетти. – Они буквально остановились на своем пути».
Листрозавры вымерли только через несколько миллионов лет. Тот факт, что они вообще жили, когда многие другие виды погибли, иногда рассматривается как доказательство того, что планета довольно быстро оправилась от климатической катастрофы в конце пермского периода, вызванной огромными сибирскими вулканами, выбрасывавшими газы в атмосферу. Но обнаружение популяции, испытывающей трудности в условиях постоянных засух, говорит о том, что Земля вовсе не оправилась быстро, считает Виглиетти.
Это открытие позволяет понять, как Земля может отреагировать на нынешний климатический кризис.
«Если мы не смягчим наш климатический кризис, все не придет в норму, даже в течение жизни нашего вида или, возможно, других видов, которые последуют за нами, – говорит Виглиетти. – Восстановление после таких событий может занять много времени».