Истории о балаковцахНовости Балаково

Та заводская проходная в Балаково…

Автора материала – Анатолия Лушникова – уже нет с нами. Но с нами его публикации в нашем издании

Стояла светлая жёлтолистная осень. Редакция газеты «Огни коммунизма» готовила материал ко Дню машиностроителя. В те советские времена (70-е годы) такой день отмечался как праздник. Завод имени Дзержинского – один из старейших в Поволжье, отсчитывал свои годы, переходя из первой сотни лет ко второй, гордясь славной историей с именами балаковцев-изобретателей гусеничного и колёсного тракторов.

Материал в газету довелось готовить мне. Так я впервые попал на завод через проходную, показав своё редакционное удостоверение по-военному подтянутой и стройной даме. Объяснил ей своё появление: «О встрече с директором я договорился по телефону…» Но строгая дама успокоила: «Проходи, я в курсе».

Директор Дмитрий Иванович Науменко – человек-богатырь. Неведомая сила исходила от его солидной фигуры, но стоило посмотреть ему в глаза, и моя робость пропала – добрейший человек. Он порекомендовал мне написать статью о Петре Степановиче Басове – представителе великого рабочего класса, начинал-то он ещё при Мамине!  И, улыбаясь, Науменко добавил своё директорское словцо: «И газете будет плюс, и Басову приятно!»

Уже потом, когда мы с Басовым встретились у него дома, на кухне, он показал свои почётные грамоты, знаки отличия в труде – «Передовик производства», «Ударник коммунистического труда». Одну из наград, самую высокую, – орден Красной Звезды – брал с особой осторожностью, поглаживая ладонями то сверху, то снизу. И вдруг поспешил уведомить корреспондента: «Но на фронте я не был…» Орден-то боевой,  а вручён за  труд в тылу, в горячем литейном цехе, где в Великую Отечественную войну отливались корпуса снарядов для самоходных установок СУ-152.

На заводе имени Дзержинского мне довелось бывать не раз и не два, но всегда здесь находились интересные для газеты темы, встречались такие же интересные люди, умельцы, рационализаторы, новаторы. Через ту же проходную прошёл я к рабочему месту известного рационализатора Родиона Макаровича Красильникова. Оно представляло собой кабинет или комнату размером со школьный класс. Там стояли письменный стол, чертёжный прибор кульман, токарный станок. Там же были рулоны чертежей, стопка книг – в основном технических справочников. Красильников возглавлял бригаду слесарей-новаторов по расшивке «узких мест», готовую помочь выйти из любого технически затруднённого положения, или довести идею механиков, инженеров техотдела до решения «в металле» своими руками. Родиону Макаровичу в 1966 году была вручена высшая награда – орден Ленина, а в  1970 году ему присвоили звание «Заслуженный рационализатор РСФСР». И не случайно именно ему часто приходило на ум решение по расшивке тех  «узких мест».

Выпускник Челябинского политехнического института Анатолий Деревянченко в 80-х годах приехал в Балаково на работу в качестве инженера-конструктора завода имени Дзержинского. И с ним я познакомился на заводе, когда он организовал там музей истории города и тракторостроения. Затем мы встречались с ним на квартире прикованного к постели художника Геннадия Голобокова. Деревянченко навсегда вписал своё имя в историю города, став авторитетным краеведом. Он был внештатным корреспондентом газеты, писал свои первые статьи на темы краеведения. Это он провёл большую исследовательскую работу, установив точные сведения о жизни и деятельности изобретателей гусеничного и колёсного тракторов Фёдора Абрамовича Блинова, Якова Васильевича и Ивана Васильевича Маминых. Он автор ряда книг по истории региона и тракторостроению. Его важной книгой стал историко-публицистический очерк о городе Балаково и этносах Поволжья «У реки великороссов»  (1994 г.). Сегодня трудно представить историю города без краеведческого вклада А.А. Деревянченко.

… Во времена перестройки завод имени Дзержинского, потеряв имя железного Феликса, не утратил совсем значения крупного предприятия, хотя и ему пришлось менять ориентиры. Не та теперь здесь и проходная – не лучше и не хуже прежней. Главное, она пока ещё помнит не одну тысячу балаковцев, прошедших  через неё.

Анатолий ЛУШНИКОВ

Back to top button