28 сентября 2019 года Балаковский театр юного зрителя открыл пятый творческий сезон премьерной постановкой «Вий», по мотивам одноимённой повести Н.В.Гоголя, созданной в рамках проекта «Культура малой родины»
В ответ на суеверные страхи, что при постановке Гоголя «Вий» сверхъестественные силы руководят процессом и вмешиваются в замыслы создателей спектакля, самарский режиссёр Александр Мальцев лишь усмехается: «У меня был страх – как это всё организовать со спецэффектами, с музыкальным звучанием и найти такой ход, который оправдывает наши нововведения».
Идея создать спектакль «Вий» не просто как мюзикл, а в рок-обработке, причём жёсткой, родилась у Мальцева 15 лет назад. Осуществил он эту идею именно на сцене Балаковского театра юного зрителя. Являясь автором музыки и текста, самарский режиссёр угадал тональность Гоголя и протянул её до конца, правда, уже со своим видением, взглядом, прочтением. Современными театральными и музыкальными средствами он приблизил классика к молодому поколению.
Спектакль рок-фантазия строится на трёх музыкальных «китах»: рок, с присущими ему электрогитарами и ударными инструментами, национальные украинские песни и духовно-церковные песнопения. Этот синтез создаёт спектаклю особую мощь и объём.
Весь смысл постановки раскрывается в первом его прологе, когда главный герой – Хома Брут (арт. Максим Ткач) говорит: «Бывает, что в наш мир открывается какая-то чёрная дыра, в которую лезет всякая мразь и нечисть. И эту дыру надо кем-то заткнуть. Если взять большого человека, то весь мир рухнет, поэтому нужен кто-то дрянненький такой, которым можно заткнуть». Вот и становится философ Хома преградой в этой дыре для всякой нечисти.
Ещё очень важная философская история постановки – это судьба человека. Здесь Вий – не жуткий монстр из преисподней, а как некое наказание за грехи, сама судьба, в глазах которой вся безысходность жизни, как некая проверка на прочность. Не справился с ним Хома Брут, победила его нечистая сила. А может быть, это он с собой не справился?
Постановщику предстояло решить проблему, которая зачастую встаёт перед драматическими театрами, решившимися на музыкальную постановку: научить драматических артистов совмещать пение с действием, психологический рисунок с рисунком танца. И молодые артисты (их в театре большинство) и артисты, умудрённые опытом, с честью справились с этой задачей.
Для того, чтобы исполнение артистов по звучанию было аутентично, похоже на народные украинские песни, в БТЮЗ был приглашён специалист по фольклору, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных Егор Демидов. Он собрал в однозвучье актёров, поющих в разных манерных интонациях, и выстроил их не только в двухголосное, но и в трёх- и четырёхголосное пение. «У труппы никогда не было опыта хорового пения, – говорит Егор Демидов, – я первый, кто выстраивал это в хоровое звучание. Чтобы зазвучать хору, надо минимум полтора-два года, а тут нам удалось это за два месяца. На мой взгляд, ребята совершили подвиг».
Очередная успешная премьера Балаковского ТЮЗа по одному из самых загадочных произведений Н.В.Гоголя, так мощно озвученная музыкально, оказалась необыкновенно притягательной для зрителя своей таинственностью, сотканной из фантасмагории, страхов, греха, веры, слабости и силы духа, где добро и зло борются за душу человека.
Евгения БРУСЛАВЦЕВА