Ученые зафиксировали волну, которая, как считалось, случается раз в 10 000 лет
Исследователи сделали открытие, запечатлев гигантскую волну, которая, по предыдущим представлениям, случалась лишь раз в 10 000 лет. Эти «блуждающие волны» или «волны-убийцы» раньше считались мифом, однако новые данные показывают, что они встречаются гораздо чаще, чем ожидалось.
Гигантские океанские волны, поднимающиеся на высоту десятиэтажного дома, признаны основной причиной затопления крупных кораблей. Благодаря данным спутников ERS Европейского космического агентства (ЕКА) было установлено широкое распространение этих «волн-убийц» и начато изучение их происхождения.
За последние два десятилетия суровая погода потопила более 200 супертанкеров и контейнеровозов длиной более 200 метров, и ученые считают, что в большинстве случаев основной причиной являются волны-убийцы.
Моряки, пережившие такие волны, делятся удивительными историями. В феврале 1995 года круизный лайнер Queen Elizabeth II столкнулся с 29-метровой волной-убийцей во время урагана в Северной Атлантике. Капитан Рональд Уорвик описал её как «огромную стену воды… казалось, что мы приближаемся к Белым скалам Дувра». В феврале-марте 2001 года два круизных лайнера – Bremen и Caledonian Star – столкнулись с 30-метровыми волнами в Южной Атлантике, которые разбили окна мостика, оставив судна без навигации на два часа.
Вольфганг Розенталь, старший научный сотрудник исследовательского центра GKSS Forschungszentrum GmbH, прокомментировал:
«Инциденты произошли менее чем в тысяче километров друг от друга. Вся электроника на судне Bremen была выключена, и команда думала, что это может быть их последний день жизни».
Он добавил, что два крупных судна тонут каждую неделю, но причины часто списывают на «плохую погоду», не исследуя их так же тщательно, как авиакатастрофы.
Читайте также: Инопланетяне могут гулять среди нас на Земле, говорят ученые Гарварда
Морские платформы также подвергаются риску. 1 января 1995 года на нефтяную платформу «Драупнер» в Северном море обрушилась 26-метровая волна. Объективные данные радиолокационных станций с этой и других платформ подтвердили частоту таких волн, ранее считавшихся редкими.
В декабре 2000 года Европейский союз инициировал проект MaxWave для подтверждения частоты волн-убийц, моделирования их возникновения и анализа их влияния на судостроение. Спутники-близнецы ERS-1 и ERS-2 ЕКА, запущенные в 1991 и 1995 годах, использовали радиолокатор с синтезированной апертурой (SAR) для получения «изображений» морской поверхности каждые 200 км. Эти изображения математически преобразовывались в спектры океанских волн, предоставляющие данные о состоянии моря и экстремальных высотах волн.
«Без воздушного покрытия радарными датчиками у нас не было шансов что-либо найти, – сказал Розенталь. – Изображения с разрешением в десять метров сами по себе содержат массу полезной информации».
Проект MaxWave выявил более десяти гигантских волн по всему миру высотой более 25 метров.
«Доказав, что они существуют в большем количестве, чем ожидалось, следующим шагом будет анализ того, можно ли их прогнозировать», – заявил Розенталь.
Несмотря на завершение проекта MaxWave, продолжаются исследования улучшения конструкции судов и изучение дополнительных спутниковых данных для прогнозирования волн.
Некоторые закономерности уже выявлены. Волны-убийцы часто связаны с местами, где обычные волны сталкиваются с океанскими течениями, такими как течение Игольное у восточного побережья Южной Африки и Гольфстрим в Северной Атлантике. Однако волны также возникают вдали от течений, особенно вблизи погодных фронтов.