НовостиОбществоСтатьи

Учитель из Балаково: «Я была злобной собакой». Почему учителям нужна психологическая помощь?

К учителям всегда и во все времена в России испытывали уважение. Учитель считался непререкаемым авторитетом, потому что обладал знаниями и давал их детям. Однако в современной России к учителям сложилось очень странное отношение: их унижают родители детей из-за неуспехов и придирок своих чад, да и, бывает, унижают (а то и бьют!) сами дети.

Современное отношение к учителю складывается из того, что педагог должен всё: учить, воспитывать, следить за учениками, то есть, быть им нянькой, отвечать за то, что они натворили. А родили и сами ученики не должны никому вообще ничего, а в случае негативных ситуаций, готовы подать на учителя во все возможные суды. Как при таком отношении чувствуют себя учителя? Нужна ли им помощь?

По моей просьбе психолог и педагог из Балаково Наталья Зарочинцева разрешила мне подключиться в интернете к ее занятию с учителями. Мне хотелось выяснить – для чего нужна учителям психологическая помощь и убедиться в ее результативности.

«Я была злобной собакой, которая непрестанно лает, охраняя свою территорию!» «Меня переполняла агрессия к детям!» – эти горькие фразы учителей обнажили проблему системы образования.

Колоссальные нагрузки, переизбыток информации в совокупности с огромным списком ежедневных задач приводит к профессиональному выгоранию педагогов. Они постоянно стоят перед выбором – погружаться в оформление бумаг или выстраивать личностные отношения с детьми. Совмещать это одному человеку невозможно, а дома ждет семья, которой тоже надо уделить внимание. Постоянное напряжение и ослабленная нагрузками психика, приводят к понижению иммунитета, в связи с чем педагоги часто болеют.

Учителя признались, что никто из них в полной мере не выполняет требования руководства, чтобы отдать предпочтение общению с учениками.

Одна из педагогов заметила: «Я раньше с осуждением смотрела на своих агрессивных, раздраженных коллег, а потом с ужасом поняла, что стала такой же! Всю свою агрессию на систему, на руководство, на практически невыполнимые требования мы выплёскиваем на детей! Учителя превращают в машину!»

Обратившись к психологу, учителя полны надежд вернуться в утраченное ими состояние покоя и радости, удовлетворения от работы. На первых занятиях в октябре прошлого года психолог Наталья Зарочинцева научила коллег избавляться от мелких проблем, постепенно переходя к более глубинным. Она сразу настроила свою группу на то, что процесс будет долгим и трудоёмким:

«Мы будем иголкой копать колодец! Для решения проблемы нужны инструменты, способы и приёмы!»

Учителя поделились, что после десятого занятия, когда вся полученная информация от психолога была адаптирована и эффективно использована, у них было ощущение, что от них слоями отходит грязь, проясняя сознание.

Разговор с педагогами убедил, что современному учителю психологическая поддержка необходима.

«Самостоятельно вникать в уроки психологии у нас нет возможности, – говорят учителя. – А под руководством опытного психолога, а, тем более, и педагога, это стало реально. Конечно, для этого надо потрудиться: не пропускать занятия, выполнять задания. Но это того стоит, особенно, когда с каждым занятием чувствуешь прилив оптимизма и возвращение в своё прежнее нормальное состояние уравновешенного человека».

Евгения БРУСЛАВЦЕВА

Наталья Зарочинцева и Евгения Бруславцева
Back to top button